Формирование функциональной грамотности у школьников в урочной и внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: финансовая грамотность, Функциональная грамотность


Введение

Функциональная грамотность - уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Принято выделять ряд её основных составляющих: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую грамотность. По определению А.А.Леонтьева, «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Основная часть

Функциональная грамотность - это не только навыки и умения, но и способность эффективно применять их в жизни, в различных сферах деятельности от бытовых социальных ситуаций до решения стандартных и творческих задач.

Почему же в последнее время очень много внимания уделяется формированию компетентности функциональной грамотности у школьников? Функциональная грамотность напоминает способность к логическому мышлению, которое мы используем при решении разнообразных задач в нашей жизни. Большую роль при этом играет читательская грамотность, которая подразумевает чтение текстов и понимание их смысла. Многие думают: «Логическое мышление мне не нужно, я отлично проживу и без него». Умение здраво мыслить и находить верные ответы помогает решать не только логические задачки, но и реальные жизненные трудности.

Если мы говорим о формировании функциональной грамотности на уроках, то здесь важно понимать, что на уроках используем практико-ориентированные задания, используем определенные педагогические, методические приемы для того, чтобы сформировать умения школьников применять эти знания, для решения каких-то проблем, даже самого простого плана. Но, чтобы сформулировать функциональную грамотность в системе, одних уроков для этого конечно мало.

Наиболее эффективно для работы с элементами функциональной грамотности на внеурочной деятельности зарекомендовали себя учебные игры и ситуационные задания, кейс-метод, т.е. это создание каких-то учебных ситуаций, которые имитируют какую-то проблему лично-значимого характера важного для всех. Соответственно, это подстегивает школьников работать вместе, находить какие-то решения этих проблем. Безусловно, на развитие функциональной грамотности очень хорошо работают задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество (работа в группах). Именно в такой совместной работе или как в мозговом штурме, зачастую рождаются очень интересные яркие решения. Особенно это важно, когда мы касаемся каких-то аспектов креативного мышления.

Для формирования навыков функциональной грамотности мною используются различные ресурсы, которыми пользуюсь я и мои обучающиеся. Эти ресурсы включают в себя:

  • Задания на платформе Учи.ру
  • Функциональная грамотность. ONLINE тренажеры.
  • Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/.
  • Лучшие мультфильмы:
  • «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»;
  • «Фиксики»;
  • «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности);
  • учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
  • в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.

Необходимо применять такие образовательные технологии, как:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
  • технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
  • обучение на основе «учебных ситуаций», (проектная задача) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
  • уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т.д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
  • информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Во внеурочной деятельности существует ряд образовательных педагогических технологий, способствующих достижению целей Федерального государственного образовательного стандарта, среди которых:

  • проблемное обучение;
  • проектное обучение;
  • игровые технологии;
  • групповые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

Особое место занимают интерактивные технологии, которые можно применять во внеурочной деятельности, используя активные методы обучения. Это может быть работа в парах, малых группах, мозговой штурм, использование вопросов и др. Затем, после освоения обучающимися этих методов, можно использовать более сложные: обучающийся в роли учителя, каждый учит каждого, обоснование своей позиции, кейс-метод, квесты.

На примере квест-игры «Мой первый заработок» разнообразные виды деятельности помогают учащимся обобщить знания по финансовой грамотности. Ребята учатся зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Три команды совершили путешествие по 6-ти станциям. У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан путь, название станций. На станциях учащиеся получали различные задания и выполняли. За правильное выполнение этих заданий каждая из команд получала деньги, настоящие монеты номиналом в 1, 2, 5 рублей. На заключительной станции команды встретились, подсчитали количество заработанных денег и потратили их, правильно используя свой доход.

Заключение

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание функциональной грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

Литература

  1. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И.Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.
  2. Кузнецова, Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н.М.Кузнецова, А.А.Денисова // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - № 1 (40). - с. 123-126.
  3. Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019.
  4. https://web.telegram.org/k/#@funkgram2022