Методическая разработка "Цветок Подмосковья"

Разделы: Дополнительное образование


Творческое объединение: «Фельт: изделия из непряденой шерсти».

Техника: «сухое валяние», полуобъемное изделие.

Возраст детей: 7-10(11) лет. Первый год обучения.

Цель:

  • формирование бережного отношения к флоре родного края на раскрытии представлений о разнообразных цветковых растениях
  • научить детей поэтапно изготавливать полуобъемные цветы, из гребневой натуральной шерсти, в технике «сухое валяние».

Задачи:

Обучающие:

  • формировать навыки работы с натуральной непряденой шерстью (гребневой лентой);
  • научить детей выкладывать из непряденой шерсти;
  • закрепить знания о сухом валянии, видах натуральной шерсти;
  • познакомить обучающихся с растениями, произрастающими в Московской области;

Воспитывающие:

  • воспитание бережного отношения к окружающему миру;
  • прививать навыки аккуратности и самостоятельности;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать пространственное представление;

Здоровьесберегающие:

  • использование на занятии здоровьесберегающих элементов (минутки релаксации, физкультминутки, смена деятельности);
  • следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии;

Материалы и инструменты: непряденая шерсть различных цветов, губка поролоновая, игла для фильцевания.

Оборудование: пазлы, работы известных художников, таблицы по ТБ, персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, тестирующие программы для ПК, презентация для занятия, раздаточный материал : технологические карты, эскизы цветка, карточки с цветами произрастающими в Подмосковье демонстрационный материал: гербарный материал, живые растения, образец «Цветок Подмосковья», нарисованная поляна для цветов.

Ход мастер-класса

I. Организационная часть (эмоциональный настрой)

  • приветствие;
  • проверка готовности обучающихся к занятию;
  • настрой обучающихся на работу.

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носиком и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать"

II. Сообщение темы и цели

Звучит песня «Цветы России».

Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня, мы отправимся в мир прекрасного в мир растений, а точнее в мир цветов.

В мире цветов так тепло и прохладно,
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок - он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.
В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.
Лариса Кузьминская

Растения - самое красивое создание природы. Для человека эта красота бесплатна - мы можем только удивиться, и поразится их совершенству.

Сегодня мы с вами поговорим о цветах , произрастающих на территории Московской области, их лекарственных свойствах, о редких и исчезающих, о месте растений в народном творчестве. Научимся поэтапно изготавливать цветы -полуобъемное изделие, в технике
«сухое валяние». И сделаем «Цветок Подмосковья».

III. Повторение пройденного

А теперь давайте вспомним:

  • какие изделия относятся к объемным? (подушка, игрушка и т.д.)
  • полуобъемным? (картины, брошки и тд.)
  • какие материалы и инструменты используются для «сухого валяния»?(непряденая шерсть, поролон, иглы для валяния)
  • на какие две группы делится натуральная шерсть? (очес и гребневая лента).

IV. Изучение нового материала

Мы с вами проживаем в Московской области. Московская область находится на территории Восточно-Европейской равнины. Почва в Московской области дерново-подзолистая с маломощным гумусовым слоем (12-15 см). Климат умеренно континентальный, с достаточным увлажнением.

В настоящее время основным типом растительности в Московской области является лесная. Лесами в Подмосковье занято 42% территории. Здесь произрастает свыше 110 видов растений. Существующее в настоящее время на территории Московской области распределение растительности определяется как климатическими условиями, разнообразием рельефа и геологической структурой территории, так и историей формирования флоры.

Презентация «Цветы Подмосковья».

Игра «Попробуй отгадай»

Видел я такой цветок -
Золотистый ободок,
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел.
(Одуванчик)

Эй, звоночки, Синий цвет, -
С язычком, а звону нет.
(Колокольчик)

На травке-муравке
Да резной лавке
Сидят-грустят Наташки,
Белые юбки, желтые рубашки.
(Ромашки)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой,
Яркий и душистый, бело-серебристый.
(Ландыш)

Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый… (Василек)

Молодцы, ребята, отлично справились с этим заданием!

Педагог: Цветы всегда вдохновляли художников. Многие из них создавали прекрасные картины, на которых изображены цветы.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительными работами художников:

  • «Голубые кувшинки». Клод Моне написал картину, впечатляющую своими размерами (200*200 см), коло 1919 г., в Живерни. Картина сейчас хранится в музее Орсе, Париж.
  • «Двенадцать подсолнухов в вазе» Написал картину: Ван Гог. Холст, масло 91*72 см. Мюнхен. Национальное собрание живописи.

Физкультминутка (проводят обучающиеся)

На лугу растут цветы
На лугу растут цветы (подтянулись)
Небывалой красоты (руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними подтянись и ты (подтягивание)
Ветер дует иногда,
Только это не беда (махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускаются цветочки (наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему растут.

Упражнения для снятия усталости с глаз.

Педагог: Отдохнули. А теперь за дело.

Педагог: Удивительный и многообразный мир растений у всех народов с древних времен служил неисчерпаемым источником для творчества. Мы с вами, ребята, тоже настоящие мастера декоративно-прикладного творчества.

V. Практическая часть

Педагог: Перед тем, как приступить к изготовлению цветка, давайте вспомним правила техники безопасности.

Ответы детей. (рабочее место, правила работы с иглой)

Педагог: Педагог показывает образец «Цветок Подмосковья». Мы будем изготавливать наш цветок из гребневой ленты.

Дети приготовили домашнее задание : нарисовали эскиз цветка, который будет использоваться в дальнейшей работе.

Перед обучающимися лежат: технологические карты, эскизы, губки поролоновые, иглы для фильцевания, шерсть для фильцевания, звучит музыка со звуками природы.

Педагог показывает на образце (доске), как выкладывать цветочек- поэтапно, сначала один лепесток, затем остальные, и серединку.

Особое внимание уделяется цвету цветка.

Педагог: Вот мы и сделали с вами «Цветок Подмосковья», но чего-то не хватает - травки листочка. Прикалываем зеленую травку.

VI. Подведение итогов

Педагог: Наше путешествие, в страну цветов, завершилось.

Итак, скажите, что нового вы сегодня узнали?

Посмотрите на свои работы, как вы думаете, из нас получились мастера?

Педагог: Ребята, вы все молодцы, очень старались!

Педагог: А сейчас, ребята, вы сами оцените свою работу. Если вы считаете, что

  • работа выполнена отлично, значит прикрепите свои цветочки вверху поляны;
  • если работа выполнена на хорошо, то прикрепите цветы в низу поляны;
  • ну, а кто считает, что у него совсем ничего не вышло,… прикрепите цветочек рядом с поляной.

Педагог: Молодцы, ребята, я очень рада вашим успехам, труд сообща идёт легко, когда все мы работаем с желанием. Когда в изделие мы вкладываем частичку своей души, сердца, таланта. Наше путешествие в страну цветов закончено. Всего вам доброго до свидания!