Цель: формирование у школьников интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.
Задачи:
- воспитывать интерес к истории своего края;
- расширять знания о природе Байкала;
- развивать память, мышление;
Эпиграф.
"Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины - все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей"
Вступительное слово
Интересные факты
Если всю воду, содержащуюся в Байкале (23 615,390 км³), разделить на всех граждан России (141 927 297), то на каждого придется около 166,4 тыс. кубометров воды, что составляет примерно 2773 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая.
Мифы и легенды о Байкале
Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь-Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это Отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее.
Для проведения игры необходимо выбрать 4 команды участников в количестве 7 человек. В начале можно дать задание придумать названия команд, связанные с тематикой игры.
1-я станция - "Биологическая" - загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал
Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.
У него в полосках спинка,
|
Он тайги хозяин строгий,
|
Учит верности людей
|
Спал цветок и вдруг проснулся -
|
Кто они? Откуда? Чьи?
|
Прозрачнокрылый самолет
|
Горбоносый, длинноногий
|
На овчарку он похож.
|
Рыжий зверь в лесу живет,
|
На севере снежном зверек обитает,
|
Что за зверь лесной
|
Зоркий глаз парит высоко,
|
Из охотничьих собак
|
Ах, чистюля! Ах, кокетка!
|
Их портрет довольно прост:
|
И девчонки и мальчишки
|
Кто в лесу деревья лечит,
|
Грозных бурь морских предвестник,
|
В чем здесь ошибка? |
|
Весною из берлоги
|
Посмотрите, осмелев,
|
На ветру дрожат осины -
|
2-я станция "Историческая" - вопросы по истории Байкала
Каждой команде по очереди задаются вопросы с вариантами ответов о животных, обитающих на берегах о. Байкал, если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
1. Ученые традиционно определяют возраст о.Байкал?
а) более 200 млн. лет;
б) более 50 млн. лет;
в) более 20 млн. лет;
г) более 100 млн. лет;
2. Озеро Байкал имеет происхождение?
а) вулканическое;
б) тектоническое;
в) ледниковое;
г) искусственное;
3. Первые русские поселения на берегу Байкала появились?
а) в конце 17-го начале 18-го вв.;
б) в конце 15-го начале 16-го веков;
в) в конце 19-го начале 20-го веков;
г) в конце 5-го начале 6-го веков;
4. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?
а) татарский;
б) индейский;
в) бурятский;
г) корякский;
5. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?
а) морем;
б) океаном;
в) водоемом;
6. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?
а) г.Слюдянка;
б) г.Байкальск;
в) г.Северобайкальск;
3-я станция - "Химическая" - ребусы
Для разгадывания биохимических ребусов командам понадобятся таблицы "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева". Время выполнения задания - 5-7 минут.
Ответы на ребусы:
- Сарма
- Нерпа
- Голомянка
- Баргузин
- Таймень
- Эпишура
- Жарок
- Изюбрь
4-я станция - "Логическая"
Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке "Чудо-юдо" зверя. Время выполнения задания - 3-5 минут
1 команда
2 команда
3 команда
Ответы на задание "Чудо-юдо" зверь:
- Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы.
- Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя.
- Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы.
Финиш (рефлексия)
Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошло сегодняшнее путешествие. Для этого я попрошу написать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение о путешествии (учащиеся называют прилагательные).
Письмо другу.
Здравствуй, _____________друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в ________________Доме детского творчества прошло путешествие. ______________ребята проводили ____________ игру, посвященную _____________ озеру Байкал. На станциях мы разгадывали _____________загадки, решали ____________ ребусы. ____________ребята нашей команды вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие________________игры будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое ____________письмо. Жду ответа.
(Все команды зачитывают свои письма на финише)
И исполняют танец «Ёхор»
Солнечный танец бурятского народа
«Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Слово «ёхор» возникло из словосочетания «ерогодэхэ» (двигаться вприпрыжку) и «ерд-хорд гэлдэхэ» (говорит отрывисто, резко), либо из более древнего тюрко-монгольского корня «ягаруухаянаадан» (водить хоровод)
Текст бурятского хоровода
1.
Haш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Если ты хороший друг,- становись скорее в круг. (Останавливаются в кругу)
Хорошо - ли, плохо - ли топаешь ногой - (Руки на поясе, притопы ногами)
Безразлично Ёхору - он у нас такой!
Припев
Ёхор наш танцуют так:
Влево шаг, вправо шаг, (Все вместе делают.один шаг влево)
Шаг вперёд и шаг назад, (Делают один шаг вперед, шаг назад)
Величальной песни в лад!
Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор (Делают притопы, идут в центр круга )
Ёхор, ёхор - красота/ (Делают притопы, возвращаются в исходное положение)
2.
И весну, и круглый год славит Ёхор - хоровод.
Как народное богатство бережёт его народ.
Припев:
Ёхор наш танцуют так:
Влево шаг, вправо шаг,
Шаг вперёд и шаг назад,
Величальной песни в лад!
Ёхор, ёхор,ёхор, ёхор
Ёхор, ёхор - красота.