Исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.

Исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • сформировать чувство ответственности за порученное дело;
  • воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на задачу с заранее неизвестным решением. Основные этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематики, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности.

На уроке, продолжительностью 40 минут возможна организация мини-исследований. Время урока не позволяет реализовать все этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематики, подбор методик исследования, сбор собственного материала т.е проведение исследования, его анализ и обобщение, формулировка выводов.

На уроках географии в 5-6 классах возможны учебные исследования в следующих темах.

Тема литосфера

Цель исследования - выявление свойств горных пород и минералов.

Оборудование: три воронки, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина, суглинок).

Результаты обучения. Описание горной породы, минерала по плану:

  1. Цвет (цвета).
  2. Плотность (рыхлая, плотная, средняя)
  3. Масса (легкий, тяжелый, средний)
  4. Твердость (мягкий, оставляет след, твердый, примерный номер по шкале Мооса 1-10)
  5. Блеск (искрящийся, зеркальный, металлический, блеск отсутствует - матовый)

Вывод: группа (осадочная, магматическая, метаморфическая).

Результаты обучения - формирование представления о разнообразии горных пород и минералов и их свойствах, об использовании горных пород человеком. Умение вести мини - исследование через организацию своей деятельности. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Тема гидросфера

Цель исследования - изучение свойств воды.

Оборудование: две бутылки с питьевой водой, 3-4 столовые ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (охлажденная и комнатной температуры).

Результаты обучения: формирование представления о свойствах воды: за счет соли повышается плотность воды, поэтому при определенной концентрации соли в воде плотность соленой воды становится больше плотности яйца - оно начинает плавать. Умение вести исследование. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Тема гидросфера

Цель исследования - антропогенное загрязнение (изучение среза сугроба).

Оборудование - линейки, лопатка, блокнот для записи.

Результаты обучения: снежный покров, роль снежного покрова. Виды снежного покрова. Сугроб - дневник погод. Исследование среза сугроба, описание слоев сугроба, его глубины, цвет слоев сугроба, наличие чужеродных природе предметов. Выяснение факторов, способствующих загрязнению сугроба.

Тема литосфера

Цель исследования - изучение географической информацией и выделение в ней главного.

Оборудование - тексты учебника, данные атласа, энциклопедии, интернет-ресурсы.

Результаты обучения - составление систематизирующей таблицы.

Использование понятия «горы» и «равнины» для составления систематизирующей таблицы «Величайшие горы и равнины мира». Овладение системой географических знаний на уровне общего образования. Умение самостоятельно отбирать информацию.

Тема географическая оболочка

Цель исследования - разработка маршрута путешествия по родной стране, по родному городу.

Оборудование - учебник, дополнительный информационный материал.

Результаты обучения. Оформление маршрута на контурной карте. Формирование представлений о целостности и неоднородности родной страны, города. Осознание ценности природы и культурного наследия страны, города. Приобретение исследовательских умений.

Биосфера

Цель исследования - фенологические изменения по временам года.

  • «Осенние изменения в природе»: проведение наблюдений за растениями (изменение окраски листьев, начало листопада) и животными (какие насекомые, птицы встречаются, внешние отличия и поведение). Сбор осенних листьев для гербария. Ведение записей в дневниках наблюдений;
  • «Подготовка растений и животных к зиме»: проведение наблюдений за выбранными объектами природы и общим состоянием природы на участке (какие изменения произошли с момента прошлой экскурсии, какие приспособления есть у живых организмов для перенесения неблагоприятных условий).

Результаты обучения - составление записей. Формулировка сравнительных выводов о признаках, отличающих времена года.

Больше возможностей для исследовательской деятельности во внеурочной работе. С учащимися провели учебные исследования по следующим вопросам:

  1. Методика отбора проб родниковой воды для предсказания землетрясений в Прибайкалье
  2. Комплексное исследование родников в пригороде города Иркутска
  3. Сезонные исследования малых водных объектов в пригороде Иркутска
  4. Исследование юрских конгломератов Прибайкалья (на примере пади Крестовая)

При организации исследовательской деятельности во внеурочное время учащиеся должны заниматься этим по собственному интересу в силу своей любознательности.

Главный критерий - личный интерес и личная увлечённость. Цель исследовательской работы состоит в развитии способностей ученика, повышении уровня его учебной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность выполняет следующие дидактические функции: мотивационную, информационную, контрольно-корректирующую (тренировочную).

Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными.