Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.
Исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи:
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
- развитие абстрактного мышления, необходимого обучающемуся;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
- сформировать чувство ответственности за порученное дело;
- воспитать уверенность в себе, сознание значимости выполненной работы;
- привить желание в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на задачу с заранее неизвестным решением. Основные этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематики, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Исследовательский подход как способ познания мира и метод обучения был опробован еще в древности.
На уроке, продолжительностью 40 минут возможна организация мини-исследований. Время урока не позволяет реализовать все этапы исследования: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематики, подбор методик исследования, сбор собственного материала т.е проведение исследования, его анализ и обобщение, формулировка выводов.
На уроках географии в 5-6 классах возможны учебные исследования в следующих темах.
Тема литосфера
Цель исследования - выявление свойств горных пород и минералов.
Оборудование: три воронки, три стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина, суглинок).
Результаты обучения. Описание горной породы, минерала по плану:
- Цвет (цвета).
- Плотность (рыхлая, плотная, средняя)
- Масса (легкий, тяжелый, средний)
- Твердость (мягкий, оставляет след, твердый, примерный номер по шкале Мооса 1-10)
- Блеск (искрящийся, зеркальный, металлический, блеск отсутствует - матовый)
Вывод: группа (осадочная, магматическая, метаморфическая).
Результаты обучения - формирование представления о разнообразии горных пород и минералов и их свойствах, об использовании горных пород человеком. Умение вести мини - исследование через организацию своей деятельности. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Тема гидросфера
Цель исследования - изучение свойств воды.
Оборудование: две бутылки с питьевой водой, 3-4 столовые ложки поваренной соли, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, две бутылки минеральной воды (охлажденная и комнатной температуры).
Результаты обучения: формирование представления о свойствах воды: за счет соли повышается плотность воды, поэтому при определенной концентрации соли в воде плотность соленой воды становится больше плотности яйца - оно начинает плавать. Умение вести исследование. Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Тема гидросфера
Цель исследования - антропогенное загрязнение (изучение среза сугроба).
Оборудование - линейки, лопатка, блокнот для записи.
Результаты обучения: снежный покров, роль снежного покрова. Виды снежного покрова. Сугроб - дневник погод. Исследование среза сугроба, описание слоев сугроба, его глубины, цвет слоев сугроба, наличие чужеродных природе предметов. Выяснение факторов, способствующих загрязнению сугроба.
Тема литосфера
Цель исследования - изучение географической информацией и выделение в ней главного.
Оборудование - тексты учебника, данные атласа, энциклопедии, интернет-ресурсы.
Результаты обучения - составление систематизирующей таблицы.
Использование понятия «горы» и «равнины» для составления систематизирующей таблицы «Величайшие горы и равнины мира». Овладение системой географических знаний на уровне общего образования. Умение самостоятельно отбирать информацию.
Тема географическая оболочка
Цель исследования - разработка маршрута путешествия по родной стране, по родному городу.
Оборудование - учебник, дополнительный информационный материал.
Результаты обучения. Оформление маршрута на контурной карте. Формирование представлений о целостности и неоднородности родной страны, города. Осознание ценности природы и культурного наследия страны, города. Приобретение исследовательских умений.
Биосфера
Цель исследования - фенологические изменения по временам года.
- «Осенние изменения в природе»: проведение наблюдений за растениями (изменение окраски листьев, начало листопада) и животными (какие насекомые, птицы встречаются, внешние отличия и поведение). Сбор осенних листьев для гербария. Ведение записей в дневниках наблюдений;
- «Подготовка растений и животных к зиме»: проведение наблюдений за выбранными объектами природы и общим состоянием природы на участке (какие изменения произошли с момента прошлой экскурсии, какие приспособления есть у живых организмов для перенесения неблагоприятных условий).
Результаты обучения - составление записей. Формулировка сравнительных выводов о признаках, отличающих времена года.
Больше возможностей для исследовательской деятельности во внеурочной работе. С учащимися провели учебные исследования по следующим вопросам:
- Методика отбора проб родниковой воды для предсказания землетрясений в Прибайкалье
- Комплексное исследование родников в пригороде города Иркутска
- Сезонные исследования малых водных объектов в пригороде Иркутска
- Исследование юрских конгломератов Прибайкалья (на примере пади Крестовая)
При организации исследовательской деятельности во внеурочное время учащиеся должны заниматься этим по собственному интересу в силу своей любознательности.
Главный критерий - личный интерес и личная увлечённость. Цель исследовательской работы состоит в развитии способностей ученика, повышении уровня его учебной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность выполняет следующие дидактические функции: мотивационную, информационную, контрольно-корректирующую (тренировочную).
Следует отметить, что те обучающиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью. Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. В процессе исследования обучающийся выступает исполнителем разных социальных ролей. Он находится в тесном творческом и личном сотрудничестве с преподавателями, иногда с учеными.