Детское воображение

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: воображение


Детское воображение характеризуется способностью создавать собственные фантастические миры, в которых субъект обычно является главным героем, и где нет никаких ограничений или ограничений любого рода для стремления к его свободе [3].

Воображение ребенка проходит в своем развитии несколько периодов или этапов. Первый, соответствующий раннему детству, характеризуется богатством, изобилием и конкретностью фантазии. Игра, которая в первые два-три года жизни носит, по сути, моторный и сенсорный характер, впоследствии усложняется, становясь одновременно творческим и физическим процессом. Игровая деятельность находит свое удовлетворение не только в движении, но, скорее, в умственной реакции, вызванной последовательностью образов. Так, например, в игре в куклы интерес представляет не только физическая активность, но, прежде всего, иллюзия, которая превращает в живых существ кусочки материи, дерева или других материалов [1, 5].

В этот ранний период психического развития воображение в значительной степени заменяет опыт и способность размышлять. Ребенок не только интерпретирует внешний мир с помощью своей фантазии, но и мыслит образами, судит и рассуждает не с помощью логических понятий, как взрослый, а путем сопоставления образов, почти всегда индивидуальных и конкретных [6].

С шести до десяти двенадцати лет, воображение, оставаясь пластичным, объективным и чувственным, приобретает все более символический и абстрактный характер. Ребенок конкретизирует свой опыт вокруг образов, которые служат ему символом и которые в конце детства становятся логическими понятиями. В его играх они становятся все более социальными, все более сложными и все больше подпадают под требования регулируемого сотрудничества. Воображение ставится на службу конкретным и точным интересам, а мышление, хотя и ориентируется преимущественно на конкретные и частные ситуации, постепенно с помощью символа превращается в абстрактное мышление взрослого [2].

С наступлением подросткового возраста происходит новая смена ценностей. Воображение молодого человека идеалистично и сентиментально. Подросток четко различает миры реальности и фантазии, но, не имея жизненного опыта, представляет себе будущее в слишком розовых тонах. Воображение, еще не освоенное, к сожалению, искажает связь средств с целями, стремлений и желаний с требованиями реальности. Согласование субъективных и объективных факторов будет делом взрослого, чье дисциплинированное воображение ставит себя на службу целям и потребностям жизни, упуская из виду уроки, более или менее грубые и горькие, из опыта [7].

Пассивное воображение (фантазия) не требует развития, а скорее требует дисциплины или, что то же самое, нуждается в преобразовании в активное воображение. Воспитание последнего состоит, с одной стороны, в предоставлении сознанию материала, из которого формируются образы (ощущения и восприятие), посредством развития способности к наблюдению; а с другой стороны, в обуздании и дисциплинировании способности формировать образы в соответствии с процессом восприятия и развитии детского ума.

Упражнения на изобретательность или творческое воображение не должны быть формальными. Образование может быть использовано для этого в интересах детей, а также в жизненных целях ребенка. К сожалению, образовательная организация все еще слишком восприимчива и едва ли дает стимул для развития творческого воображения. В ней ребенок почти ограничивается приобретением абстрактных знаний, запоминанием и слушанием педагога.

Игры, занятия, задания по композиции и изобретательному рисованию, ручная работа, музыкальные занятия, рассказы о путешествиях, и т.д.- все это может помочь возбудить воображение ребенка и направить его в нужное русло и направлять ее в соответствии с целями образования. Педагогическое правило, которое должно служить ориентиром в этом отношении, таково: педагогу не следует представлять результат работы, который ребенок сам может представить и описать. Высшие формы активного воображения (художественная работа, исследование и т.д.) настолько аналогичны мыслительным процессам, что в некотором смысле их путают с ними. Подобно тому, как маленький ребенок рассуждает воображением, взрослый и подросток воображают, что рассуждают. Этот переход от фантазии к размышлению следует подготовить, обуздав химерическое воображение, воображение без критики, посредством развития способности наблюдать, внимания и суждения. Ребенок должен привыкнуть отличать реальность от фантазийных произведений. Большая часть так называемой детской лжи берет свое начало в смешении реального и фантастического, что является следствием недостатка опыта и критического чувства [4].

Список литературы

  1. Акрушенко А., Ларина О., Каратьян Т. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - М.: ЛитРес, 2022. - 280 с.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: пособие для психологов и педагогов. Электронный ресурс. URL: https://books.google.ru/books?id=t7OaA5xAVDIC&dq= (дата обращения: 18.09.2022)
  3. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. Электронный ресурс. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/68/%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20.pdf?sequence=1 (дата обращения: 18.09.2022)
  4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Электронный ресурс. URL: https://books.google.ru/books?id=ajCRhmdz5Q4C&dq = (дата обращения: 18.09.2022)
  5. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Электронный ресурс. URL: http://scouts.ru/sites/default/files/library/file/doc/2004-ped-psih-of-age.pdf (дата обращения: 18.09.2022)
  6. Султанова И.Ф. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности. Электронный ресурс. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7796/2/10Sultanova.pdf (дата обращения: 18.09.2022)
  7. Шайденко Н.А., Подзолков В.Г., Сергеев А.Н., Сергеева А.В. Креативность как психолого-педагогическая категория и объективная реальность: анализ существующих подходов к сущности, структуре, путям и методам формирования и развития. Электронный ресурс. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24151094 (дата обращения: 18.09.2022)