Графики функций

Разделы: Математика


Класс: 9.

Цель урока: повторить и систематизировать знания об изученных функциях и их графиках.

Для достижения цели поставлены три задачи:

  • обучающая: повторить свойства изученных функций, а также их графики.
  • развивающая: развивать математическую речь, логическое мышление, познавательный интерес к предмету, воображение, память;
  • воспитательная: воспитывать аккуратность, внимание к слову учителя.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность уч-ся

1

Организационный момент

2

Математический диктант

Письменная

3

Проверка математического диктанта

Письменная, устная работа

4

Решение задач на построение графиков функций

Решение задач
Письмена, устная работа

5

Самостоятельная работа.

Сам. работа.

6

Подведение итогов. Рефлексия.

Обсуждение результатов деятельности на уроке

7

Домашнее задание.

Обсуждение

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование и оформление: проектор, таблица, сигнальные карточки, шаблоны функций у = х?, у = х?

Ход урока

1. Оргмомент

Объявление темы и цели урока. Запись в тетради даты, темы.

2. Математический диктант

Диктант проводится с целью выявления пробелов в знаниях учащихся, для того, чтобы в дальнейшем их можно было ликвидировать. Учащиеся получают два чистых листа бумаги и копирку и выполняют работу под копирку в двух экземплярах.

Задания математического диктанта.

1. Постойте график функции

1 вар: y=(x-1)?;

2 вар: y= -x+3?

Как называются графики этих функций?

2. Запишите формулу для вычисления координаты х вершины параболы.

3. Постройте график функции

1 вар: y= | x |;

2 вар: y= | x -1|.

4. Как называется график функции, в каких четвертях расположен график функции

1 вар: у = 2/x

2 вар: у = -2/x? Запишите уравнение прямой в общем виде.

5. На рисунке изображён график функции у = х2 - х - 6. Используя график функции, решите неравенство (слайд 2)

1 вар: х2 - х - 6 >0

2 вар: х2 - х - 6 <0.

3. Проверка

По окончании математического диктанта учащиеся сдают 1 лист с ответами учителю, а другой оставляют у себя для проверки. Проверка проводится с помощью средств обратной связи - сигнальных карточек.

На слайде 3 несколько видов графиков, один ученик называет свой вариант ответа, другие сигнализируют своё согласие или не согласие сигнальными карточками (зелёный цвет - согласны, красный - не согласны с ответом товарища). С помощью этого слайда идёт проверка вопросов № 1,3,4.

Последний вопрос проверяется по слайду 2.

При проверке не просто называются верные ответы, но также идёт обсуждение ошибок. В конце ученики выставляют себе оценки по следующим критериям:

  • "5" - 6 верных ответов,
  • "4" - 4,5 верных ответов,
  • "3" - 3 верных ответа,
  • "2" - 1,2 верных ответа.

Учитель может перепроверить оценки учеников, т.к. у него есть листы с ответами.

4. Решение задач на построение графиков функций

А) Построение графиков линейной функции: у=2х+3, у=2х-2, у = - х, у = - х+3.

При построении ученики отвечают на вопросы. Когда графики функций вида у = кх +в параллельны? На что указывает число в в уравнении прямой? По графику определите координаты точек пересечения графиков функций с осью ординат. (Слайд 3)

Б) Построение графиков функций у = х2, у = -х2, у = (х+3)2-2, у = х2-2.

Построение графиков производится с использованием шаблонов графиков функций.

При построении графиков функций ученики рассказывают свойства этих функций.

Выполните задания: график какой функции изображён на рисунке? (Слайд 5)

В) Построение графика функции y = ах2 + вх + с

Постройте график функции y = x2-5x+6. Ученики выполняют построение по алгоритму. Один ученик работает у доски.

Выполните задание: квадратичная функция y = ax2 + bx + c задана графиком, изображённым на рисунке. Определите знаки коэффициентов a, b и c. (Слайд 6)

1) a > 0, b < 0, c > 0;

2) a > 0, b > 0, c > 0;

3) a > 0, b < 0, c = 0;

4) a > 0, b = 0, c < 0.

По графику квадратичной функции найдите все значения x, при которых (Слайд 7)

Г) Построение графиков функций, содержащих знак модуля:

у = | x -1|+2;

y = |x2-x-6|

Чтобы построить график функции y = |f(x)|, достаточно построить график функции y = f(x) и ту часть графика, которая расположена в нижней полуплоскости, симметрично отразить относительно оси 0x. (Слайд 8)

5. Самостоятельная работа

Задания самостоятельной работы дифференцированы по сложности. (Слайд 9)

1 уровень:

1 вар: y=(x+2)2-4, y= х3-2;

2 вар: y=(x-4)2-1, y= (х+5)3.

2 уровень:

1 вар: y = 4x - х2, у = 2/x;

2 вар: y = x2- 6х, у = -2/x .

3 уровень:

1 вар: y =x2-2x-3, y =|2х-1|;

2 вар: y =-x2-2x-3, y =|0,5х+1|.

6. Подведение итогов

Оценки за урок.

Рефлексия

Включаем светофор: если на уроке ученику было всё понятно и не возникли вопросы, то он поднимает сигнальную линейку зелёного цвета, в противном случае - красную.

7. Домашнее задание

(Слайды 10, 11)

1. Повторить свойства функции у = и построить график у =

2.

3. Построить график функции вида y= f(x).

y = 1/4 x2 - |x| -3

4. Объясните построение графика функции . (На оценку "5")