Организационные условия адаптации молодых педагогов в дошкольной образовательной организации

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Адаптация молодых педагогов в дошкольной образовательной организации является актуальной проблемой и это подтверждается многочисленными научными исследованиями: А.К.Маркова рассматривала адаптацию в контексте профессионализма и как механизм становления индивидуального стиля; А.Г.Мороз изучал особенности профессиональной адаптации; В.Т.Ащепков занимался профессиональной адаптацией преподавателей высшей школы. Педагогическим проблемам обеспечения адаптационного процесса к профессиональной деятельности посвящены работы В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, С.Г.Вершловского. Значительный вклад в разработку проблемы адаптации молодых педагогов внесли Н.А.Заиченко, С.М.Редлих [3], Е.П.Белозерцев, Ю.Е.Мелихов.

А.Я.Кибанов, понимал под адаптаций взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда [2].

По мнению Н.А.Самоукиной, под первичной адаптацией можно понимать формирование профессиональных навыков, налаживание коммуникации с коллегами молодого педагога впервые принятого на работу в организацию, а под вторичной адаптацией - формирование коммуникаций и профессиональных навыков сотрудника, который перешел на новое место работы в результате горизонтальной или вертикальной карьеры [4].

Исходя из общей логики протекания адаптационных процессов, Кибанов А.Я. определяет три фазы адаптации:

  • профессиональной дезадаптации (первые несколько месяцев) - проявляется в острой поведенческой, психологической реакции личности на новые условия деятельности;
  • профессиональной неадаптации (до года) - постепенно снижается психологическое напряжение, появляются стимулы профессионального и личностного развития;
  • собственно профессиональной адаптации - фаза собственно профессиональной адаптации (до трех лет труда) - достигается гармония, баланс между требованиями педагогической деятельности и возможностями молодого педагога [2].

По мнению Ю.Р.Чирковой, срок естественной, «неуправляемой» трудовой адаптации равен одному году, в то время, как управление процессом трудовой адаптации существенно сокращает адаптационный период новых сотрудников, который измеряется от трех до шести месяцев[6].

Таким образом, управление процессом адаптации подразумевает активное воздействие на нее факторов, предопределяющих ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий адаптации. Целью адаптации является поиск форм и методов работы, с помощью которых ускоряется процесс включения молодого педагога в педагогическую деятельность.

По данным исследования И.А.Ширшовой для успешности процесса адаптации молодых педагогов необходимо обеспечить следующие условия: благоприятный социально-психологический климат в педагогическом коллективе через разработку и реализацию программы работы с молодыми педагогами; организацию методической работы с молодыми педагогами по их запросам и в нужных для образовательной организации направлениях, поиск эффективных форм сопровождения молодого педагога и др.

По мнению И.А.Ширшовой, существуют разные формы работы с молодыми педагогами, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов и помогающие им пройти адаптацию успешно[7].

На основе анализа существующих исследований можно выделить организационные условия адаптации молодых педагогов в дошкольной образовательной организации:

  • наставничество, предусматривающее разработку индивидуальных программ, информационных и организационных мероприятий, направленных на, формирование мотивации к получению самообразования;
  • неделю мастерства педагогов, проведение занятий с анализом передового опыты лучших практик;
  • мастер-классы с обратной связью, где участники имеют возможность получить ответы на интересующиеся вопросы, стать свидетелем педагогического творчества;
  • консультирование - взаимодействие, направленное на разрешение проблем в виде беседы;
  • коучинг - способ взаимодействия, в процессе которого тренер (коуч) помогает другому человеку раскрыть имеющийся потенциал.

Важным условием адаптации молодых педагогов является проведение стажировки, во время которой молодой педагог сам активно участвует в образовательном процессе, включается в организацию различных видов детской деятельности:

  • игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из разных материалов, изобразительная, двигательная, самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Координацию действий молодых педагогов во время стажировки осуществляет администрация организации:

  • вносятся корректировки в план педагогического клуба молодого педагога «Педагог в ресурсе»;
  • проводится психологическая поддержка педагогов в вопросах взаимодействия с детьми и родителями;
  • организуются тренинги по предупреждению профилактики выгорания.

Молодые педагоги включаются в состав творческих групп по различным направлениям: «Оранжевый слон» (развитие педагогический компетенций в области художественно-эстетического развития); «Академия речи» (развитие профессиональных компетенций в области речевого развития детей); «Мы на месте сидим» (развитие профессиональных компетенций в области физического развития детей); «Сенсорик» (развитие профессиональных компетенций в области развития детей раннего возраста).

В процессе стажировки, которая продолжается до трех дней, молодой педагог совместно с наставником проектирует персонифицированный план по наставничеству на основе изученных дефицитов молодого педагога: указываются мероприятия, устанавливаются сроки, прописываются практические задания для молодых педагогов, сроки и формы предоставление обратной связи по итогам выполнения задач.

Таким образом, адаптация является предметом управленческой деятельности, требующая планирования, организации и контроля со стороны администрации образовательной организации. Управление адаптацией молодых педагогов позволяет обеспечивать условия для успешного осуществления профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны, организация имеет возможность воспитать компетентного педагога соответствующего требованиям общества, с учетом запросов родителей и образовательной организации.

Список литературы

  1. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 76-80. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95522.htm.
  2. Кибанов А.Я. Управление персоналом : учеб. пособ. / А.Я.Кибанов. - 6-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2018. - 202 с.
  3. Редлих С.М. Адаптация молодого педагога / С.М.Редлих // Проф. образование. Столица. - 2012. - № 1. - С. 19-21.
  4. Самоукина Н.В. Адаптация персонала: проблемы и возможности.Журнал «Управление развитием персонала», № 1 (61), 2020 г. URL: https://samoukina.com/public/articles/adaptatsiya-personala-problemy-i-vozmozhnosti (дата обращения 04.09.2022).
  5. Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2022. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-molodyh-uchiteley-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-innovatsionnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 16.06.2022).
  6. Чиркова, Ю.Р. Современные проблемы управления трудовой адаптации персонала организации / Ю.Р.Чиркова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - 2020. - № 1(20). - С. 37-41. - EDN BHLLXU.
  7. Ширшова И.А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-molodogo-uchitelya-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 27.10.2021).