Направление деятельности: Социально-педагогическое
Программа рассчитана на детей 4-5 лет
Срок реализации 1 год.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» имеет социально-педагогическую направленность и направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровье сберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, дыхательной, рече-двигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. Ребенок приобретает 4 системные, адаптированные к возрасту знания и практические умения, учится общаться, трудиться совместно со взрослым и сверстниками.
1.2. Уровень освоения программы
Ознакомительный (соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»)
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
1.4. Цели и задачи программы
Цель: - профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движений.
Задачи:
Обучающие:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.
Развивающие:
- развивать и увеличивать объем зрительной памяти;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение;
- развитие ощущения ритмического стиля - чувства акцента, чередующихся ударений.
- выработать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать двигательную и речевую активность, вырабатывать новые стереотипы взамен патологических, развивать выразительность движений как средство самовыражения;
- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);
- воспитывать звуковую культуру речи, певческие навыки, творческую активность, способность к общению, к познанию самого себя;
- воспитывать музыкальный вкус, эстетическое чувство, приобщать к миру музыки и пластики.
1.5. Категория обучающихся, возраст - 4-5 лет
1.6. Срок реализации программы - 1 год
1.7. Формы организации образовательной деятельности:
- Форма проведения учебных занятий - групповая.
- Количество учащихся в группе - до 17 человек.
1.8. Режим занятий: Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 20 минут.
1.9. Планируемые результаты
К концу обучения по Программе у обучающихся сформируются следующие умения и способности:
- способность координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания;
- умение слушать музыку, определять ее характер, соотносить темпоритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять перестроения, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега;
- готовность выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела;
- способность координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе;
- сформированы правильного речевого и физиологического дыхания;
- сформированы подвижность артикуляционного аппарата;
- сформированы плавность и интонационная выразительность речи;
- сформированы знания по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной терминологией);
- способность заучивать и воспроизводить тексты (стихи, песни, чистоговорки, скороговорки и т.д.);
- сформированы основные параметры внимания и памяти.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Принцип набора для занятий по программе свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.
Формы подведения итогов реализации программы:итоговые занятия.
2. Содержание программы
2.1. Тематическое планирование
1. Вводное занятие
- Теория. Цели и задачи работы в объединении.
- Инструктаж по охране труда и противопожарной безопасности. Постановка учебных задач. Обсуждение и принятие групповых правил.
- Практика. Инструктаж по технике безопасности.
- Правила работы в группе при обучении логоритмике. Планирование работы группы. Диагностическое наблюдение.
2. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания
Практика. Развивать слуховое внимание, правильный темп и ритм дыхания, мимику и пантомимику у детей, адекватные формы проявления эмоций, ритма, работы над голосом, решать лексические задачи. Дыхание, голосообразование, артикуляция - единые взаимообусловленные процессы, поэтому необходимо добиваться: тренировки дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции одновременно.
- Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)
- Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)
- Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)
- Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)
- Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)
- Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений).
3. Развитие орального праксиса
Практика. Воспитание правильной осанки, естественного голосообразования; формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи.
- Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, правильного звукопроизношения.
- Организационный момент (Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата)
- Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)
- Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание)
- Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении)
- Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)
- Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение).
4. Формирование фонематического восприятия
Практика. Развивать слуховое внимание, слуховую память, способность саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, формировать речедвигательные акты, развивать зрительные, кинестетические и пространственные восприятия; и тесную связь между ними. Уточнять пространственные понятия, классификации, лексическое значение слов; формировать навык правильного употребления в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
- Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)
- Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значения слов)
- Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера)
- Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)
- Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением).
5. Речь - ритм - движение
Практика. Развитие зрительного и пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, моторики; умение выполнять упражнения в определённом заданном направлении; развитие общей и мелкой моторики; регуляции мышечного тонуса; выдерживание ритма движений и соотнесение речи и движения. Использовать музыку, бубен, хлопки, барабан.
- Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание)
- Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата)
- Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал) · Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой; упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)
- Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)
- Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление).
6. Развитие мышечной активности
Практика. Вырабатывание двигательных навыков, ритма, музыкального темпа, развитие творческих способностей; способствование развитию мышечной активности, координации движений, произвольного внимания; формирование правильной осанки; Работа над увеличением лексического запаса.
- Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)
- Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)) · Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением)
- Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление шеи, плеч)
7. Формирование просодической стороны речи
Практика. Развивать фонематическое восприятие, чувство музыкального размера и метра, продолжать работать над темпом и ритмом дыхания, совершенствовать движения и артикуляцию речевых органов, специальных мимических мышц, формировать слуховое внимание и память. Решать задачу эстетического развития детей, творческих слуховых восприятий.
- Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном выдохе)
- Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса)
- Темп, паузация, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения)
- Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве)
- Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения).
8. Подведение итогов
Практика. Проведение педагогического тестирования.
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
2 |
Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания |
5 |
|
5 |
|
3 |
Развитие орального праксиса |
5 |
|
5 |
|
4 |
Формирование
|
5 |
|
5 |
|
5 |
Речь - ритм - движение |
6 |
|
6 |
|
6 |
Развитие мышечной активности |
5 |
|
5 |
|
7 |
Формирование просодической стороны речи |
6 |
|
6 |
|
8 |
Подводя итоги |
1 |
|
1 |
|
2.2. Календарно-тематический план
3. Формы контроля и оценочные материалы
Итоговый контроль заключительная проверка знаний проводится в индивидуальном порядке, мониторинг.
3.1. Формы и содержание итоговой аттестации: заключительное занятие в конце вводного курса.
3.2. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения Программы |
Результат |
Высокий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы |
Средний уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы |
Низкий уровень освоения Программы |
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы |
4. Учебно-методическое и организационное обеспечение программы
4.1. Материально-технические условия реализации программы.
- Музыкальный центр.
- Фонограммы песен.
- Детские музыкальные инструменты.
- Атрибуты для занятий (платочки, цветочки, ленточки, ободки, шапочки, маски и т.д.).
- Наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
4.2. Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования: Захарова Ирина Леонидовна
4.3. Литература
1. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии - Ростов-на-Дону «Феникс» 2014.
2. Исханова С.В. Звуковые превращения - Ростов-на-Дону «Феникс» 2016.
3. Исханова С.В. Пальчиковые превращения - Ростов-на-Дону «Феникс» 2014.
4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - ТЦ Сфера, 2010.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - ТЦ Сфера, 2008.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - ТЦ Сфера, 2007.
7. Копылова С.Ф. Физкультурные занятия с элементами логоритмики. - Волгоград: Учитель, 2012
8. Кирий А. Логопедические игры для малышей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
9. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. - М.; Генезис, 2009.
10. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.; ТЦ Сфера, 2014.
11. Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. - Санкт-Петербург. КАРО, 2009.
12. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности с использованием логоритмики. - Санкт-Петербург; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
13. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.; Лань, 2002.
14. Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. - М.; ГНОМ и Д, 2007/
15. Аудиозаписи Екатерины и Сергея Железновых.