Программа курса внеурочной деятельности в начальной школе "Школа Тайн и Открытий"

Разделы: Начальная школа


1-4-е классы.

Срок реализации программы: 4 года.

Уровень: общеобразовательный.

Пояснительная записка

Программа модуля внеурочной деятельности «Школа Тайн и Открытий» разработана в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5), и ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Окружающий мир» и применяет целый ряд педагогических инструментов достижения планируемых результатов.

Программа модуля составлена на основе реализации этого курса учителями г. Москвы, работающих по Федеральной программе «Школа Нового Поколения» по развивающему инновационному курсу «Исследуем, изобретаем». Содержание программы отражает особенности образовательного пространства школы и адаптирована к тем условиям, в которых занимаются дети.

Интегрированный курс «Исследуем, изобретаем» - начальная ступень на пути к систематическому освоению учащимися естественных и гуманитарных наук в основной школе. Курс ориентирован на формирование у школьников вкуса и навыков наблюдения, проведения эмпирических исследований, изготовления инструментов своими руками. Модуль разработан с учётом реальных условий применения в данной школе. В ходе занятий в классе и в лаборатории, выполнения домашних заданий и ученических конференций школьники знакомятся с основами практической работы естествоиспытателей.

Модуль разработан на основе лучших отечественных и мировых достижений в области формирования естественнонаучной картины мира и соответствующего опыта деятельности у младших школьников (включая развитие естественнонаучного интеллекта). Данный модуль в полной мере использует потенциал ИКТ насыщенной образовательной среды для интенсивной и высоко результативной учебной работы школьников, включает в себя материал из части технологии, информатики и обществознания. Модуль тесно связан с другими курсами начальной школы (родной и иностранный языки, технология, математика, физическая культура)

В ходе работы учащиеся осваивают приемы работы, необходимые любому естествоиспытателю, знакомятся с приемами работы исследователей в области гуманитарных дисциплин. Интегрирующую основу образует общенаучный подход к рассмотрению явлений окружающего мира. Наблюдение (в т.ч. инструментальное) феноменов природы, их описание, сопоставление получаемых результатов, их обсуждение и «обобществление», постановка задачи для новых циклов наблюдений составляют методический каркас многократно повторяющейся процедуры, выполняемой учащимися с использованием различного предметного материала. Формируемые при этом навыки аналитического рассуждения, практические умения работы с различными интеллектуальными и материальными инструментами и приборами (в т.ч. с компьютером), привычка к совместной работе в группе с позитивной взаимозависимостью составляют ожидаемые результаты учебной работы.

В основе модуля лежит деятельностный подход к процессу учения-обучения. Предполагается, что каждый ученик выстраивает свое собственное представление и знание изучаемого предмета через свой личный опыт деятельности, что «обобществленное знание» вырабатывается и оформляется учащимися в результате «личного опыта обобществления» как результат коммуникации (совместной работы) с другими участниками (соучастниками) этого процесса. Большая часть учебного времени курса отводится на самостоятельные наблюдения и экспериментальные работы, обработку полученного материала и его оформление, обсуждение полученных результатов. Весь курс выстроен как последовательность исследовательских и проектных работ, каждая из которых естественно вытекает из предыдущей.

Одной из особенностей модуля является использование ряда универсальных педагогических инструментов и стратегий, разработанных специально для данного курса.

  • Учебный календарь - инструмент для ежедневной фиксации и анализа данных (например, о погоде), а также своеобразная летопись жизни класса.
  • Коробка изобретателя - инструмент для развития изобретательских способностей и реализации проектного подхода.
  • Карты понятий (концептуальные диаграммы) - средство для упорядочивания и наглядного отображения знаний учащихся.
  • Книга тайн и открытий - инструмент для фиксации и проработки детских вопросов и гипотез.
  • Журнал исследователя - инструмент для индивидуальной работы и фиксации индивидуального прогресса каждого учащегося.
  • Книга связей - средство для выстраивания связей изучаемого материала с миром вокруг ребенка.
  • Рабочий словарь и рабочие определения - инструмент для развития понятийного мышления и описания научных понятий на языке учащихся. Книги для фокусирующего чтения служат для введения учащихся в контекст сложного содержания.
  • Куклы - инструмент для проработки социальных ситуаций в классе.
  • Список ответственных - инструмент для фиксации и ежедневного выполнения задач, связанных с исследовательской работой учащихся (например, ежедневный сбор определенных данных).

Центры активности предназначены для создания функциональных зон в классной комнате, обеспечивающих выполнение учащимися различных учебных задач (например: Стенд с учебным календарем и приборами для измерения характеристик погоды; стол изобретателя с инструментами и материалами). Роли учащихся - средство для распределения деятельности в групповой работе и выполнения разнообразных учебных задач.

Изучение материала проводится на основе экспериментальных данных, полученных учащимися в процессе лабораторных исследований на уроке и дома. Для записи результатов экспериментальной работы учащимся предлагается «лабораторный журнал», в котором они на каждом занятии ведут свои записи. По итогам каждой серии опытов проводится обсуждение полученных результатов, экспериментальные данные систематизируются. Основная форма работы - выполнение опытов самими детьми. Для опытов используется простейшее оборудование, которое обычно доступно или может быть изготовлено школьниками. Демонстрационный эксперимент используется лишь эпизодически.

Одна из задач модуля - формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы. Существенная часть учебной работы выполняется в составе малых групп. Это создает предпосылки для выработки умения работать сообща, доводить работу до конца, чувствовать себя «членом творческого коллектива», осваивать технику групповой работы, навыки члена творческого коллектива. Организация совместной деятельности, выполнение лично значимой продуктивной работы помогает решить часто возникающие проблемы «развития активности» и «формирования интереса» к процессу учения.

Компьютер на занятиях по «Окружающему миру» - рабочий инструмент учащихся и педагогов. Навыки работы с компьютером формируются и используются для подготовки и оформления результатов работ, выполняемых на занятиях и в ходе домашних заданий. Цифровой формат материалов обеспечивает обмен результатами работы, в том числе, по электронной почте и через различные веб-сервисы (интернет-сервисы). Компьютерная сеть используется как средство хранения и источник учебных материалов, как среда для организации совместной работы. Учебное видео используется в курсе как средство представление учебной информации (видеофильмы), как средство обеспечения рефлексии и обмена опытом, как инструмент фиксации своих наблюдений и т.п.

В процессе преподавания ставится задача формирования универсальных учебных действий, которые позволяют:

  • планировать структуру своих действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
  • своевременно обращаться к различным инструментам (компьютер) при решении задачи из любой области;
  • организовывать поиск, хранение и обмен информацией, необходимой для решения поставленной задачи;
  • правильно и четко формулировать мысли в ясной для собеседника форме и адекватно понимать поступающие к ним текстовые сообщения;
  • готовить мультимедийные и текстовые отчеты по результатам выполненной работы.

Существенная часть работы по модулю - технологическая, которая связана с изготовлением различных устройств, моделей и приборов. Эта работа требует использования различных инструментов и покрывает содержание традиционного курса «Технология».

Модуль включает в себя изучение окружающего мира, потребности и возможности своего организма, заботу о своем здоровье, в том числе, в связи с потребностями и возможностями своего организма, заботой о своем здоровье. Таким образом, курс включает в себя все необходимые составляющие, предусмотренные традиционным курсом ОБЖ.

Цель: Формирование у школьников вкуса и навыков наблюдения, проведения эмпирических исследований, изготовления инструментов своими руками.

Задачи:

  • Практическое знакомство с исследовательским подходом;
  • Овладение навыками совместно-распределенной деятельности в группе;
  • Формирование навыков проведения эксперимента;
  • Освоение проектного подхода;
  • Освоение деятельностного подхода в предмете «Окружающий мир» и методологии организации учебной исследовательской деятельности и конструирования.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ ИРМО «СОШ поселка Молодежный» на курс 1 классам внеурочной деятельности «Школа Тайн и Открытий» отводится 33 часа; 2-4 классам 34 часа.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса ученик научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • готовить тексты собственных выступлений;
  • составлять план действий по своей работе;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • презентовать свою работу.
  • получит возможность научиться:
  • структурировать материал;
  • под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
  • проводить самоконтроль;
  • делать умозаключения и выводы.

Планируемые результаты сформированности УУД:

Коммуникативные.

  • Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания;
  • Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).
  • Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные.

  • Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах
  • Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
  • Предполагать, какая информация нужна.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
  • Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • Выстраивать логическую цепь рассуждений

Регулятивные.

  • Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.
  • Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные.

  • Положительная динамика детского отношения к процессу познания.
  • Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
  • Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
  • Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Тематическое планирование модуля

1 класс

Раздел программы

Кол-во часов

1

Учение

3

2

Время. Погода. Небо.

4

3

Растения и животные.

6

4

Питание и продукты

3

5

Здоровье и безопасность

3

6

Ориентирование на местности и транспорт

4

7

Энергия и коммуникации

2

8

Эффективное использование ресурсов

4

9

Пространство и конструкции.

2

10

Что мы узнали и научились делать

2

Итого

33

2 класс

Раздел программы

Кол-во часов

1

Учись учиться

4

2

Время. Погода. Небо

4

3

Астрономия

6

4

Растения и животные

3

5

Здоровье и безопасность.

3

6

Вещество

4

7

Конструирование

2

8

Учись учиться

4

9

Погода

2

10

Астрономия

2

Итого

34

3 класс

Раздел программы

Кол-во часов

1

Учись учиться

3

2

Время. Погода. Небо.

4

3

Растения и животные.

6

4

Питание и продукты

4

5

Здоровье и безопасность

3

6

Ориентирование и транспорт

4

7

Энергия и коммуникация

2

8

Ресурсосбережение. Переработка и утилизация.

4

9

Вещество. Пространство и конструкции.

2

10

Инвентаризация понятий

2

Итого

34

4 класс

Раздел программы

Кол-во часов

1

Учись учиться

3

2

Время. Погода. Небо.

4

3

Растения и животные.

6

4

Питание и продукты

4

5

Здоровье и безопасность

3

6

Ориентирование и транспорт

4

7

Энергия и коммуникация

2

8

Ресурсосбережение. Переработка и утилизация.

4

9

Вещество. Пространство и конструкции.

2

10

Инвентаризация понятий

2

Итого

34

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основные дидактические компоненты ИКТ-поддержки курса.

В программе используются:

  • информационная среда http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=17094;
  • компьютеры, средства для фиксации наблюдений (фотоаппарат и видеокамера).

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. ФГОС НОО (приказ Минобрнауки от 6 октября 2009 г. №373) Планируемые результаты начального общего образования (стандарты второго поколения). Ред. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. М.: Просвещение, 2009
    * На кнопки нажимать детям привычнее, чем писать ручкой. С.А.Ловягин // «Учительская Газета. Москва», №33, 2012
    * От цифрового мира до внутреннего мира ребенка. Е.И.Булин-Соколова // «Учительская Газета. Москва», №32, 2011
    * Окружающий мир начинается в классе. Алексей Семенов // «Учительская Газета. Москва», №32, 2011
    * До встречи на станции Наука. Наталья Глянц, Сергей Ловягин // «Учительская Газета. Москва», №32, 2011
  3. Цифровые образовательные ресурсы: В разработке.
  4. Интернет-ресурсы
    1. http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=17094
    2. http://globallab.ru

Календарно-тематическое планирование