Слайд 1.
Сегодня мы обратим внимание на некоторые вопросы развития коммуникативных и читательских навыков. Тема на сегодняшний день актуальна в связи с требованиями ФГОС НОО. Ведь задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию.
Слайд 2.
Что нужно уметь ученику, чтобы называться функционально грамотным?
Функциональная грамотность складывается их нескольких составляющих.
Содержание понятия читательская грамотность включает чтение и понимание текста (в том числе формулировки задачи, инструкции, вопроса), а также использование информации прочитанного.
Глобальные компетенции - умение мыслить широко, адаптироваться к новым обстоятельствам, использовать коммуникативные навыки.
Слайд 3.
Соответственно, на уроках литературы в большей степени развивается читательская грамотность, алгебры и геометрии - математическая, географии, биологии, химии, физики - естественно-научная и т.д. Но при этом невозможно, например, решить задачу, если неправильно прочитать ее условие и не понять смысл или неправильно выполнить арифметические вычисления. Поэтому гармоничное развитие функционально грамотного ученика можно реализовать только через взаимосвязь всех школьных предметов в образовательном процессе.
Слайд 4.
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ - базовые при формировании функциональной грамотности. Именно они обеспечивают младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания.
- Умение читать и понимать текст,
- воспринимать тему и идею,
- способность выстраивать собственные тексты (высказывания, суждения и тп) - это важные для каждого коммуникативные умения.
Слайд 5.
На этапе среднего образования к этим умениям относятся так же владение различными способами освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы и т.п.
Слайд 6.
Для меня важно, чтобы у моих учеников развивался интерес к чтению, были сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Я стараюсь выбирать новые методы и приёмы, способствующие формированию у детей читательской грамотности
Слайд 7
Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Роль литературному чтению всегда отводилась очень важная, так как она направлена на то, чтобы сформировать надлежащий уровень умения читать, осознавать прочитанное. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Именно литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность
Слайд 8.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Очень важно уже в начальной школе сформировать ключевые умения работы с текстом. У развитого читателя должны быть сформированы 2 группы умений:
1. Умения, целиком основанные на тексте
2. Умения, основанные на собственные размышления о прочитанном
3. Работая с текстом, дети учатся ….
Слайд 9.
Важно формировать читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста. Поиск информации - это процесс определения места, где эта информация содержится. Трудность поиска информации заключается в том, что необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится.
Вот здесь хочу обозначить одну из проблем. Как выделить информацию в тексте? Ведь в учебнике писать нельзя! Мы используем цветовыделитель. Как вариант предлагаю распечатывать листы с текстами. При подготовке к ВПР я использую рабочие тетради, в которых работаем не только цветовыделителем, а используем другие приемы работы с текстом, о которых расскажу далее.
Извлечение информации - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Искомая информация, запрашиваемая в вопросах данной группы читательских действий, всегда содержится в тексте в достаточно явном виде.
Слайд 10. Стратегии работы с текстом
Сейчас я вам покажу несколько эффективных приёмов для развития критического мышления и, следовательно, развивающих читательскую грамотность. Вы все прекрасно знаете эти приемы, поэтому я кратко напомню о нескольких стратегиях. Если вас заинтересуют они более подробно, можно задать вопрос после обсуждения.
Слайд 11. «Инсерт» - чтение про себя с пометками
Цель стратегии - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ (либо проверка понимания, либо выяснение мнения читателя)
Слайд 12. «Двойной дневник»
Это стратегия осмысления информации, наблюдения и выражения своего мнения
Слайд 13. «Пирамида критика»
Автор Ольга Константиновна Громова. Данная стратегия даёт возможность детям составлять письменный отзыв на любое произведение. Пирамида является основой для создания связного текста. Вопросы - план текста. Я планирую сейчас начать применять данный прием, т.к. у детей есть уже большой опыт ведения читательских дневников с подробными отзывами. Теперь попробуем пирамиду. Составив «пирамиду», можно получить основу для написания отзыва на любое литературное произведение.
Слайд 14. «Кубик вопросов и ответов»
Это стратегия осмысления информации через постановку вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках - приём является универсальным и может быть использован не только учителем русского языка и литературы, но и любого предмета и на любом этапе урока.
Слайд 15. «Чтение в кружок» («Попеременное чтение»)
Целью стратегии является проверка понимания читаемого вслух текста.
Слайд 16. «Тонкие и толстые вопросы»
Данная стратегия учит вдумчиво читать текст, способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.
Слайд 17. «Чтение с остановками»
Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека
Слайд 18. Представь систему персонажей «Сказки о мёртвой царевне …» в виде схемы - стратегия извлечения информации
Слайд 19. Теперь давайте поговорим о развитии коммуникативных навыков
Младшему школьнику характерна потребность в общении, эмоциональном контакте со сверстниками, благодаря чему ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается и при этом у него недостаточно развито умение общаться. В основе формирования коммуникативных умений младших школьников лежит их активная речевая деятельность. В начальной школе одна из основных задач учителя - это воспитание не только образованной, разносторонне развитой личности, но и личности коммуникативно-компетентной. В методике обучения младших школьников развитию коммуникативных умений, как общеучебных, не уделено достаточного внимания.
Слайд 20.
Пандемия и формат дистанционного обучения несколько разобщило детей. Проблема межличностного общения стоит очень остро. На уроках дети стали испытывать затруднения и в устной форме ответов.
Конечно, уроки литературного чтения используются учителями для развития коммуникативных умений у младших школьников. Сформированность коммуникативных умений позволит школьнику быть успешным в учебе, осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками, обмениваться имеющимся жизненным опытом
Слайд 21.
Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются:
- групповые и коллективные формы работы
- проектная деятельность
- коллективная творческая деятельность (К Т Д)
- совместная с родителями познавательная деятельность
Слайд 22.
Развитие коммуникативной культуры у младших школьников имеет свои особенности. Чем младше ученики, тем меньше места и времени должна занимать на уроке фронтальная работа, так как она требует от них серьезного напряжения и не соответствующей возрастным возможностям концентрации внимания, протекает под внешним давлением учителя, что ведет к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлеченности в совместную деятельность, так как работают только сильные дети.
Я на уроках целенаправленно использую комплекс приёмов групповой работы, что, на мой взгляд, повышает уровень развития коммуникативных умений младших школьников. Групповая форма работы подходит для младшего школьного возраста больше и предполагает комфортное нахождение ребенка в группе сверстников. Групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствуют умению общаться, формируют межличностные отношения и развивают коммуникативные способности учащихся.
Слайд 23. Заключение
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения и коммуникативные навыки должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования.