Класс: 3 класс.
Технологии: сотрудничества, проблемного обучения, личностно-ориентированная, групповая, игровая, технология исследования.
Цель и задачи урока:
-
образовательные:
- создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде;
- формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.
-
развивающие:
- содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации;
- развивать критическое мышление;
- познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;
-
воспитывающие:
- создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания, высказывать своё мнение, доказывать его.
Формируемые УУД:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
- умение формулировать свою позицию;
- развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- решение учебных задач по аналогии;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре, в группе.
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование:
- конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;
- карточки для приема «кластер», карточки с текстами;
- презентация к уроку, компьютер;
- учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;
- интернет-ресурсы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.
- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.
Энергизатор
- Вам тепло? Да.
- Вам светло? Да.
- Прозвенел звонок? Да.
- Хотите учиться? Да
- Можете садиться.
II. Актуализация знаний
(звучит спокойная музыка)
Сегодня у вас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания это высказывания.
[Слайд 1]
- "Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни".
С каким настроением смотрели фильм? (с восхищением) Почему? (Наша планета прекрасна)
- Какие же мысли у вас возникли? (человек без природы не может существовать.)
Без чего не возможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд, который лежит у вас на столе. (Дети отгадывают кроссворд). Работа в парах. Проверка по экрану [Слайд 2]
1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на земле.
2 Вещество, которое существует на нашей планете в 3 состояниях.
3. Плодородный слой земли.
4 Смесь газов.
Проверка
Какими словами можно заменить понятия воздух, вода, почва? (Окружающая среда, окружающий мир). Составление кластера
III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок планету» к сожалению все чаще и чаще мы забываем об этом. Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Послушайте моих помощников.
Чтение стихотворения детьми.
1 ученик [слайд 3]
Взгляни на глобус - Шар земной -
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
"Ты береги нас, береги!
2 ученик [слайд 4]
Как же пить тебя водица
Если ты вся мутная?
Заболею я тогда
Будут боли жуткие.
3 ученик [слайд 5]
На дороге пыль и гарь
Смогом называется
Там ребятам погулять
Строго воспрещается!
4 ученик [слайд 6]
Передачи на ТВ
Нам несут всем весть:
«Прочитай состав продуктов
Прежде, чем их съесть».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (об экологии, что такое экологическая безопасность, как защититься от воздействий окружающей среды)
- Чему будем учиться? (Защищать свой организм от отравления, чтобы быть здоровыми)
- Какая тема урока? Экологическая безопасность.
[Слайд 7] - Правильно, сегодня поговорим об ЭБ, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
IV. Выхода из затруднения. Усвоение новых знаний
1. Работа с новыми терминами
− Что такое экология? Откройте словари и прочитайте.
(ответы детей) Читают в словаре (Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой.)
- Всё живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что небольшое происшествие в природе может привести к необратимым последствиям в жизни людей. [слайд 8]
- Что означает слово экология? «Экос» по-гречески значит «дом», а «логос» - «наука», значит, экология - это наука о нашем общем доме.
- А какой же дом изучает экология? (Планета Земля)
Как вы думаете, а кто такой эколог?
(выслушиваются ответы детей) (Эколог, это человек. Который пытается определить. Какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества
2. Самостоятельная работа
- Ребята, что такое экологическая безопасность? ( ответы детей)
- Откройте учебник на стр. 30. И прочитайте. Что такое экологическая безопасность. (Индивидуальная работа. Обсуждение в группах. Ответы: Мы считаем….)
(Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.)
- Какие источники загрязнения окружающей среды?
- Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
Игра [Слайд 9]
- Посмотрите внимательно на фотографии, которые сделал эколог
- На листах (Приложение), которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей)
- Давайте проверим. Посмотрите на экран и проверьте свои работы. Посмотрите, ребята, у вас и у экологов получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды. [Слайд 10]
[Слайд 11] - Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.) (карточки прибавляются к имеющимся на доске : предприятия, транспорт, дома)
- Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её.
- Человек сам наносит вред природе.
На планете год от года
Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа - не пустяк!
Он привык всё покорять,
Но не может он понять:
Коль беречь её не будет,
Всё живое он погубит!
- Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)
- Давайте ещё немного поиграем.
V. Физминутка
[Слайд 12]
Игра «Дерево».
Цель: снятия волнения и напряжения.
Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.
Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
Ноги - корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно.
Ствол - тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
Ветви - руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья - пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга.
Крона - голова чиста и свежа.
Вы - прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!
VI. Продолжение решения учебной задачи
Введение понятия «цепь загрязнения».
− Человек загрязняет окружающую среду. Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.
− Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.
(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)
Карточки для моделирования цепи загрязнения: (можно на карточках поставить номера, а затем 2 чел выходят и вешают на доску) Проверка - коллективно (работа в группах)
(Грязная река - рыба - человек - больница.)
(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог - человек - больница.)
(Огород возле завода - овощи - человек - больница.)
- Куда же попадают вредные вещества из окр. среды? (растения, животных и в человека.) Карточки вывешиваю на доску.
Что же мы с вами составили? (цепь загрязнения)
Вывод: Мы доказали, что негативное воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.
VII. Поиск решений проблемы
1. Составление в группе правил экологической безопасности
- Как человеку защититься от загрязнённого воздуха, воды, уберечься от продуктов питания, содержащих опасные вещества?
- Сейчас вы будете работать в группах. Вам предлагается прочитать материал учебника и составить правила экологической безопасности от загрязняющих веществ.
Работа в группах. [Слайд 13]
Разработать правила экологической безопасности.
- 1 группа. Как защититься от загрязнённого воздуха? стр.31-32.
- 2 группа. Как защититься от загрязнённой воды? стр.32.
- 3 группа. Как защититься от загрязнённых продуктов питания? стр33.
Дополнительный материал для работы предлагаю для группы экспертов:
1 группа.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по выбросам вредных веществ в атмосферу. Кроме выхлопных газов один автомобиль выбрасывает в воздух за год 10 килограммов резиновой пыли, поднимая при этом клубы пыли на дороге. Но в наше время люди не могут обходиться без автомобилей. Значит нужно придумать такое экологически чистое топливо для автомобилей, чтобы оно было безопасным. Люди сами загрязняют воздух, выбрасывая на улицу различные бытовые отходы. При их гниении выделяются ядовитые вещества. Значит, чтобы не создавать опасность для своего здоровья, люди должны научиться правильно обращаться с бытовыми отходами. Комнатные растения и зелёные насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов. Значит нужно больше насаждений в городах.
2 группа.
Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибает всё живое. Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы отходы производства и сточные воды. Воду загрязняет бытовой мусор, пластиковые упаковки.
Кислотные дожди поражают не только растения, но и наносят вред человеку. Поэтому в дождь лучше укрыть открытые участки тела.
3 группа.
Чтобы получать экологически чистые продукты, люди должны научиться правильно использовать плодородный слой почвы. Нужно не только знать когда и сколько удобрений требуется для роста растений, но и соблюдать последовательность в посевах. Это называется севооборот. Например, пшеница потребляет больше азота и фосфора, чем гречиха. Зато гречихе более необходимы калий и кальций. Значит, неразумно сеять из года в год на одном поле одно и то же растение, нужно соблюдать очерёдность посевов. Экологически чистые продукты - это продукты, в которых нет вредных веществ-нитратов. Нитраты можно удалить и в домашних условиях.
Отчет групп.
- А сейчас давайте посмотрим, насколько ваше мнение совпадает с мнением экологов (после ответов читают с экрана)
1 группа. [Слайд 14]
- Не находиться вблизи работающего автомобиля, чтобы не дышать вредными газами.
- Не гулять по улицам во время пожаров, не дышать дымом костра.
- Не находиться в одном помещении с курящими.
- Нужно гулять там, где больше зелени.
- Дома чаще делай влажную уборку.
- Комнатные цветы очищают воздух в помещении, разводи комнатные растения.
- Не выбрасывай бытовые отходы на улицу.
2 группа. [Слайд 15]
- Не купайся в загрязнённых водоёмах.
- Если дождь застал в пути, накрой голову, чтобы защититься от кислотного дождя.
- Пей только кипячёную или очищенную воду.
- Старайся очищать воду в домашних условиях с помощью фильтра, серебряной ложки, вымораживания.
2. Практическая работа №1
- А сейчас мои помощники расскажут о своих маленьких открытиях по этому вопросу. Рубрика «Факты и только факты» [Слайд 16]
1 ученик. В зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки воды: 1) Механический метод - когда удаляется мусор и нерастворимые вещества с помощью отстаивания и фильтрации. (Показывает бутылку с ватой)
2 ученик. 2) Химический метод - когда воду очищают с помощью обеззараживающих веществ, например, хлора, хлорамина. Так уничтожаются болезнетворные микробы. Самым современным и благоприятным, менее вредным считается способ обеззараживания воды с помощью ионов серебра. 1 миллиграмм серебра обезвреживает 1 литр воды на 98 процентов (серебряная ложка)
3 ученик. 3) Биологический метод - когда для очистки воды используют растения: осоку, рогоз, хвощ. Есть и животные-фильтры (беззубка, перловица, рачки). Они фильтруют, прогоняя через себя до 30 литров воды в сутки [слайды 17, 18]
4 ученик. 4. Вымораживание - доступный и надёжный способ очистки воды, даже в домашних условиях. Таким способом удаляются различные соли. Верхний слой льда отделяется и используется, т.к. соли оседают в нижней части льда (Бутылка с замороженной водой)
- Каким методом пользуются в вашей семье?
3. Продолжение защиты выступления
- Приглашаю 3 группу. «Как защититься от загрязнённых продуктов питания?»
3 группа [Слайд 19]
- Не собирай грибы и ягоды вдоль дорог, вблизи свалок, рядом с промышленными предприятиями.
- Не ешь рыбу, выловленную в загрязнённой воде.
- Мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.
- Не ешь продукты с истёкшим сроком использования.
- Перед употреблением овощей удали те части, где скапливаются нитраты.
4. Практическая работа №2
Приглашаю моего помощника [Слайд 20] (Показ опыта)>
- Как удалить нитраты из овощей?
Люди должны знать, как можно сделать продукты менее вредными для здоровья. Можно удалить нитраты из овощей простыми способами.
Например, у капусты нитраты скапливаются в кочерыжке и в зелёных листьях. Значит, кочерыжку надо вырезать, а листья замочить в тёплой воде.
У репчатого лука нитраты находятся в донце, его нужно отрезать.
У свёклы и картофеля нитраты содержатся в кожуре. Значит нужно очистить кожуру.
У зелёных овощей: лука, петрушки, укропа - нитраты скапливаются в листьях. Чтобы их обезвредить, нужно поставить овощи в банку с водой и поставить на солнце на 2-3 часа. На солнце нитраты исчезают.
У моркови нитраты скапливаются в сердцевине. Её лучше вырезать и вымочить в тёплой воде (всё показывают)
VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности
- Давайте подведем итоги нашей работы.
- Какую задачу ставили в начале урока? (узнать, что такое экологическая безопасность, как защититься от воздействий окружающей среды
- Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? (Каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности)
- Где можно применить новые знания? (в повседневной жизни)
- О чём заставил задуматься наш урок? (Человеку надо бережно относиться к природе, не загрязнять её т.к. может случиться беда и планета наша погибнет) Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано)
- Я думаю, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу и своё здоровье.
А главное - своими действиями не наносить ей вреда. Вы хорошо поработали, а теперь подумайте и дайте себе оценку (поднимают карточку с оценкой) Я принимаю ваше решение, надеюсь, вы будете объективны, и правильно сможете оценить свои знания.
САМООЦЕНКА
IХ. Дом задание
[слайд 21]
- Повторить стр. 29-34
- Составить свои цепи загрязнения окружающей среды
- Придумай условные знаки к правилам личной экологической безопасности
[Слайд 22]
Энергизатор.
- Вам тепло? Да! Вам светло? Да!
- Прозвенел звонок? Да!
- Уже закончился урок? Да!
- Получили 5? Идите отдыхать!