Приветствую тебя, мой молодой коллега, и поздравляю с новым статусом - статусом классного руководителя. Позволь дать тебе пару советов «бывалого».
Когда я получила свое первое классное руководство, мне было 20 лет, а моим воспитанникам 12. Их было 35 человек. Помню, я посмотрела на них и подумала: «Вот это орущая толпааа… У многих братья и сестры как я по возрасту». Братья и сестры… И я решила стать им старшей сестрой, старшим другом, поскольку на роль «второй мамы» я пока не годилась.
За 6 лет нашей с ребятами (и их родителями) совместной работы по воспитанию и обучению сформировались определенные коллективные нравственные установки (правила), которые показали свою жизнеспособность и нужность и в дальнейшей моей работе с уже следующими классными коллективами.
Правило 1. «Каждый имеет право сказать». Обсуждаем все дела и проблемы класса без крика и шума, выслушиваем точку зрения и аргументы. Стараемся все решить компромиссно.
Приучай, коллега, сразу детей к порядку на классных часах, беседах. Показывай своим примером, что ровный тон и взаимное уважение это очень важно.
Правило 2. «Никогда не унижать друг друга». Если нет с одноклассниками дружеских отношений, значит должны быть обычные терпимые, человеческие. Называем друг друга только по именам.
Данное правило задается «с подачи» классного руководителя, но дети должны прийти к пониманию, что они выработали его сами и готовы исполнять.
Правило 3. «Мы - коллектив». Учимся взаимовыручке и поддержке. Стараемся большинством поддерживать участников конкурсов, спортивных мероприятий.
Не всегда это сделать легко, но стараться нужно. Класс должен ощущать себя… подсолнухом! Вроде каждый - личность, отдельная единица, но всегда в школе вместе.
Правило 4. «Разбор полетов». Бывает, что-то сделали не так, что-то не смогли, но наш класс старался. Никого не обвиняем, но учитываем на будущее.
Коллега, не обвиняй, не нападай на тех детей, которые не справились с поручениями. Старайся дать объективную оценку, поддержи словами.
Правило 5. «Каждому найдется дело».
Классный руководитель должен после периода изучения своего классного коллектива, адаптации сторон, хорошо подумать, как сделать так, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя нужным в коллективе. Составляй группы, меняй участников и функции, ищи оптимально подходящие варианты.
Знай, мой дорогой молодой коллега, иногда тебе будет казаться, что нет благодарности твоему труду классным руководителем ни от детей, ни от их родителей… Но, не отступай! Ищи свои «фишки», работай над собой, стань важным звеном в воспитательном процессе, стань классным классным! Умей прощать, не обидно ругать, и помни, авторитет сам себя не заработает!