Легко ли быть учителем?

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: эссе


На этот вопрос многие учителя школ дадут абсолютно разные ответы. Определяющими факторами здесь будут:

  1. Количество лет, отработанных в школе.
  2. Тип личной нервной системы.
  3. Местоположение школы (сельская или городская).

Как же эти факторы влияют на ответы?

Учителя, отработавшие 10-15 лет, в большинстве своем уже успокоились по поводу правильности выбранного трудового пути, привыкли к школьным условиям и требованиям, знают свои «сильные» и «слабые» стороны преподавания. Молодые коллеги только адаптируются, вникают в особенности профессии, приходят к пониманию значимости своего выбора. Им особенно сложно, ведь возникают сомнения по поводу правильности выбора, адекватной «отдачи» от массы прилагаемых усилий (душевных и физических). Важно, чтобы в начале их профессионального пути рядом были мудрые наставники, способные помочь словом и делом.

Большую роль в профессии учителя играет тип его нервной системы. Способность к эмпатии, чувствительность, понятливость - ценные качества, но способствуют быстрому «выгоранию» в работе. Черствость, жесткость, мстительность, а это то, что делает учителя «бездушным». Выбрать новый тип нервной системы не удастся, но приспособиться придется.

Значение имеет и фактор того, где работать. В сельской местности учителя знают особенно хорошо (включая его домашние проблемы), малое количество учащихся в классе. В городской - большие классы по наполняемости, и может быть, даже выше конкуренция по статусу среди учителей одной школы. В любом случае есть характерные особенности по территориальному местоположению школы.

Но, труд учителя всегда эмоциональный, творческий, даже с моментами альтруизма. Он подходит не всем и не каждому. Бывает, профессия «не принимает» новенького и он понимает, что «это» не его. Бывает, работают долго и плодотворно, но отдают свои силы настолько, что их почти не остается на себя…

Так легко ли работать учителем? Легко, если знаешь свой предмет, владеешь мастерством методики преподавания, умеешь взаимодействовать с коллегами и родителями учащихся, чувствуешь адекватность и поддержку администрации школы, понимаешь социальную значимость своей профессии. Но, а если хоть какой то компонент отсутствует или деформирован, то…легко ли быть учителем?