Становление игры детей-сирот с ОВЗ подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформирована сюжетно-ролевая игра, то у детей-сирот с ОВЗ к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.
У детей-сирот с ОВЗ отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:
- трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана - замысла;
- узкая вариативность при поиске путей его реализации;
- отсутствие потребности в совершенствовании своих действий;
- направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.
Для игры дошкольников с ОВЗ характерен предметно-действенный способ ее построения. Игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.
Такие особенности игры у детей-сирот с ОВЗ связаны с:
- трудностью формирования представлений;
- недостаточностью регуляции деятельности;
- недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый»;
- трудностью осмысления мира человеческих отношений.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
В игровой ситуации дети с ОВЗ обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.
Часто у детей с ОВЗ, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей-сирот с ОВЗ выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны.
При обследовании детей-сирот с ОВЗ в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.
Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игра, игровая деятельность является средством психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития его интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Игра является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть и адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности, и его отношения с людьми. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе.
Все наши занятия построены в виде игры. Как мы знаем, обучение и воспитание детей предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Большинство людей при слове «игра» вспоминают, скорее всего, о собственном детстве или о развлекательных играх для взрослых. Многих чрезвычайно удивляет, что игры создают прекрасные возможности для обучения.
Функции игры:
- Отработка поведения в определенных жизненных ситуациях.
- Формирование произвольности в поведении.
- Игра позволяет ребенка научить использовать стимулы-средства (т.е. те предметы, которые в реальной жизни предназначены для других действий).
- Способствует обогащению эмоционального опыта, аккумулирует его и развивает, воссоздавая и уточняя разнообразные человеческие чувства и переживания.
Сюжетно-ролевая игра должна включать в себя:
- Целевой компонент. Искусственно создается проблемная среда.
- Потребностно-мотивационный компонент. Любая игровая деятельность переходит из подражательной в глубоко мотивированную деятельность.
- Содержательный компонент. Ребенок погружается в сюжет, историю.
- Операционный компонент. Происходит освоение игровыми действиями посредством овладения игровыми операциями. Через активное использование предметов в игровой ситуации ребенок научается переводить эти предметы в образы. Через такое взаимодействие развивается воображение, фантазия
- Результативный компонент. Игра всегда способствует получению положительных эмоций. Через безопасное проигрывание жизненных ситуаций в искусственной среде ребенок может переносить полученных опыт в реальную жизнь.
Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые знания об этом. Как известно, дошкольники с ОВЗ самостоятельно этими знаниями овладеть не в состоянии, поэтому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формированию у них умения использовать имеющиеся знания в разных жизненных ситуациях.
В процессе сюжетно-ролевых игр детей необходимо научить моделировать ситуации реального эмоционального общения. В центре такой игры находится взрослый, он - источник чувств, их "генератор". Он призван пробудить в ребенке ответную реакцию, подтолкнуть его к проявлению эмоции. Задача взрослого пробудить в пассивных детях эмоциональную свободу, желание выразить свои чувства, передать настроение. Здесь чрезвычайно велик элемент обретения ребенком новых ощущений, переживания радости от новых ситуаций. Необходимо добавить, что в процессе игр педагог как бы сбрасывает привычную маску старшего над детьми. Он включается в игровую ситуацию, это способствует сближению с ребенком, одновременно давая ему образец адекватного эмоционального игрового действия. Каждая игра должна быть тщательно продумана и проиграна самим педагогом. Она должна увлекать детей, протекать на высоком эмоциональном фоне, чего может достичь лишь педагог, который не только владеет методикой обучения игре, но и сам умеет играть. Без этого умения научить ребенка с «отклонениями» в развитии играть невозможно.
Необходимо помнить, что каждая игра должна доставлять ребенку удовольствие и радость, поэтому, несмотря на важные дидактические задачи, она должна проходить легко, весело, без упреков в адрес ребенка и нравоучений. Ни в коем случае ребенок не должен переживать ситуацию неуспеха. В игре он должен чувствовать себя комфортно.
В процессе игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами. Медленно и с большими трудностями, но можно сформировать у некоторых детей достаточно выразительные изобразительные игровые действия. В процессе обучения педагог дает образец правильной, четкой речи, а с другой - стимулирует их собственные высказывания.
Важным этапом в ходе проведения обучающих игр является словесный отчет, в котором ребенок должен не только отразить свои действия, но и допущенные ошибки, неточности, дать оценку своей игре. По началу, это очень сложно для детей, но формирование этих умений способствует осознанию ребенком своей деятельности и развитию умения планировать предстоящую игру.
Одним из методов работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях Центра является «Дом Совы».
«Дом Совы» - это сенсорно-динамический зал с набором специальных подвесных снарядов для занятий по методу сенсорной интеграции и другим коррекционно-развивающим технологиям.
Занимаясь в «Доме Совы», ребенок эффективно осваивает не только двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, телесной пластики, ловкости, баланса и координации, но и игровой деятельности воспитанников.
Пространство организованно таким образом, что тело должно постоянно выстраивать новые схемы и алгоритмы построения движений. Тем самым у малыша улучшается способность координировать свои движения, выстраивать их относительно окружения. Поддержание баланса и координации активирует работу левого и правого полушария. Создает новые ситуации, способствующие тому, что ребёнок учится новым способам быстро принимать решения, даже в тех ситуациях, которые для него не знакомы. В процессе значительно улучшаются все когнитивные процессы и как следствие академическая успеваемость.
Упражнения с использованием оборудования «Дома Совы», направленные на формирование контроля над телом, необходимы и приносят им удовольствие. Создание условий по ограничению пространства, способствуют тому, что свои движения приходится контролировать. В игровой форме подобный контроль над собственными движениями способствует ощущению собственного тела, а также получению положительных эмоций.
Однако, дети, которые имеют отклонения в поведенческом, эмоциональном плане, могут чувствовать себя неловко, находясь в подобном оборудовании, и могут вначале протестовать против подобных игр. Тем не менее, в игровой форме и постепенным знакомством ребенка с разными состояниями собственного тела можно наладить эмоциональный контакт с данным воспитанником. Благодаря этому, у ребенка раскрывается скрытый положительный потенциал.