Практика работы с детьми ОВЗ

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: ОВЗ


Тема школьного образования как никогда является актуальной в современном мире. Школьное образование является той ступенью, на которой подрастающему поколению прививают чувство патриотизма, ответственности, трудолюбия.

Образование не стоит на месте. Современные реалии требуют постоянного его развития. Актуальность проблемы организации и введения инновационных технологий в образовательный процесс ни у кого не вызывает сомнений.

Современное образование основывается на тенденции гуманизации, которая подразумевает обращение всех звеньев образовательной цепи к личности школьника, к уважению его интересов и потребностей. Распространение техник, способствующих вовлечению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения, также является проявлением реализации прав ребенка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это тоже дети, здоровья которых не позволяет проходить процесс социализации без наличия специальных условия обучения и воспитания. Как правило, группа детей с ОВЗ включает в себя детей, у которых имеются проблемы со слухом, зрением, речью, опорно-двигательным аппаратом.

В подобной ситуации для помощи детям с ОВЗ необходим индивидуальный подход в обучении. Несомненно, ребенку необходимо прививать мысль о том, что он со всем справиться, что он является полноценным и все проблемы со здоровьем, возможно преодолеть. Самое главное - не развивать комплексы у ребенка и всячески помогать ему в полном объеме усваивать всю необходимую школьную информацию и способствовать его социализации.

Стоит отметить, что с 2016 года в Российской Федерации реализуется практика инклюзивных классов для детей с ОВЗ. Ранее в России существовали специальные школы, которые оказались неэффективными в деле социализации подрастающего поколения. Новая практика дает возможность детям с ОВЗ обучаться вместе со всеми детьми, с той лишь разницей, что им будет уделяться особое внимание. К работе с подобными классами допускаются лица, прошедшие специальные курсы по вопросам обучения детей с ОВЗ.

Существует ряд рекомендаций, который необходимо соблюдать в личных интересах ребенка с ОВЗ. Все основные аспекты образования лиц с ОВЗ прописаны в статье 79 Федерального закона 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Родителям следует сразу же по факту обнаружения проблем со здоровьем у своего ребенка в скорейшем времени переводить его на специальное обучение. Педагогам следует стараться вовлекать в процесс обучения детей с ОВЗ наряду с теми детьми, у которых не наблюдаются проблемы со здоровьем. Таким образом, дети будут учиться взаимодействовать друг с другом и не будут чувствовать свою «непохожесть» на других.

При этом детям с ОВЗ необходим индивидуальный подход в обучении. Учить всех одинаково невозможно. В связи с этим учителю необходимо одновременно как вовлекать ребенка в совместную образовательную деятельность, так и учитывать его особые потребности.

В процессе обучения педагогическому составу также необходимо применять специальные методики обучения. Ведущим видом деятельности детей является игра. Именно в этой сфере ребенок изначально начинает социализироваться. Благодаря игре у ребенка формируется речевой навык, развивается опорно-двигательная система. Взаимодействие с другими детьми вырабатывает основные психические процессы - умение чувствовать, сопереживать, считывать эмоции других людей.

Особенно важное значение, как инструмент развития и познания, игровая деятельность приобретает для детей с ОВЗ. Игра представляет собой главный инструмент, который позволяет ребенку познавать окружающий мир. Зачастую дети с ОВЗ мало владеют игровыми практиками, как правило, их действия ограничиваются простыми манипуляциями с игрушками. Задача педагога в данной ситуации - научить ребенка играть.

Существует много эффективных игровых приемов, которые способствуют социализации ребенка. Например, использование картинных материалов. Учитель показывает картинки, задача ученика - рассказать историю, описать картину, поделиться своими впечатлениями. Подобная методика развивает детское воображение, а также способствует развитию речевых навыков.

Еще один прием - использование буквенных или словесных вставок для доски. Например, игра в кроссворд. За любую отгаданную букву учитель может давать поощрение небольшую награду. Так у ученика будет формироваться стимул узнавать что-то новое.

Помимо этого, существует прием применения сигнальных карточек. Учитель создает специальные карточки, на которых написаны варианты ответов «правильно / неправильно». За каждый ответ на вопрос учитель показывает сигнальную карточку - «правильно» или «неправильно».

Важным также является создание условий, при которых у ребенка будет возможность развиваться и за пределами школы. Сопровождением детей с ОВЗ должны заниматься не только учителя, но и родители, родственники и т.д.

Следует также учитывать физические возможности детей с ОВЗ. У них по-другому устроен биоритм. Детям необходимо больше времени для отдыха, сна. Программа обучения должна быть размеренной и сочетать в себе частые периоды отдыха.

При этом педагогам важно понимать, что дети с ОВЗ характеризуются низкой работоспособностью, зачастую отсутствует желание обучаться самостоятельно. В этой связи традиционный подход, при котором ученик слушает учителя малоэффективен. Предпочтение нужно отдавать более активным видам деятельности. Например, через игру обучать детей.

В качестве рекомендации также следует устраивать детям частые гимнастические перерывы. Это необходимо для развития опорно-двигательного аппарата. Можно, например, устраивать разминки перед началом урока, или в перерывах между занятиями.

Таким образом, на сегодняшний день проблема воспитания детей с ОВЗ как никогда является актуальной. Главным приоритетом при работе с детьми является индивидуальный подход. Главным обучающим приемом, который показывает наиболее высокие результаты в образовательном процессе, является игровая деятельность. Именно через игру ребенок наиболее полно вовлекается в процесс обучения.лавное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес и приведет к положительному результату.

Список использованных источников и литературы

  1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование:история и современность. - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. - 33 с.
  2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А. и др. / Ахметова Д.З. - Казань: Познание, 2013. - 204 с.
  3. Как обучают детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/ (дата обращения: 26.10.2022)