Цель работы классного руководителя в начальной школе: адаптация к обучению в школе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания - системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 и начала 21 века.
Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного школьника, а смысл поступков и действий.
Смысловая ориентация школьника становится источником и побудителем развития личности иными словами, если ребенок принимает и понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Поэтому воспитание - это, прежде всего, работа с мыслями, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, с тем, что позволяет ребенку, подростку, молодому человеку, осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. Я хочу рассказать о, возможно, немного забытой, но как нельзя актуальной именно для современных учеников начальных классов форме воспитательной работы - прогулка.
Именно прогулка, а не экскурсия. Эта форма работы для меня уже традиционна и даже имеет свой традиционный месяц - сентябрь, «золотая осень». Почему сентябрь? Конечно же адаптация к новому учебному году со 2 по 4 класс, в 1 классе связь с детским садом и снятие напряжения в первые учебные недели. Как у любого мероприятия, у прогулки есть цель - формирование классного коллектива и индивидуальное развитие учащихся. Наблюдение за свободным общением детей позволяет мне определить лидера в классе, увидеть тех, кто может бороться с трудностями и помогать, т.к. маршрут прогулки проходит через достаточно крутой подъём, а кто начинает жаловаться и хныкать (особенно это важно в 1 классе), т.е. определение волевых качеств. В 3-4 классах я наблюдаю за тем, какие группы сложились летом, кто на данный момент остаётся «в стороне», т.е. психологический климат в классном коллективе.
Выходя на прогулку, мы обговариваем правила поведения и опять, наблюдая за детьми, я вижу, кто соблюдает правила, а кому требуется напоминать, значит не соблюдение правил будет и в учебной деятельности, т. е. я могу увидеть регуляцию поведения детей. Таким образом, прогулка- прекрасный инструментарий для диагностики первоклассников и изменениями в поведении и интересах во 2-4 классах.
Конечно, любая прогулка, это игра. Организация подвижных игр - это развитие и личностных, и регулятивных действий. Здесь же можно провести несложный конкурс, например, я провожу конкурс «СуперМозг» (звучит красиво, а на самом деле загадываю загадки), тем самым развиваю логическое мышление, а значит когнитивную сферу. В 3-4 классах предлагаю самим ребятам придумать игру и провести, т.е. развиваю организаторские способности и чувство ответственности (задание предлагаю накануне прогулки).
Прогулка носит и гражданско-патриотический характер, т.к. с высокой точки открывается прекрасный вид на д. Чёлсму и окрестности и с этого тоже начинается любовь к малой родине, осознание себя частью большого мира.
Прогулка - это и экологическое воспитание, т.к. обязательно обращаю внимание детей на то, что от нас зависит, что они оставят своим детям: зелёные леса или свалку отходов.
По завершению прогулки предлагаю выполнить проекты: в 1 классе - нарисовать осень, во 2 классе - собрать пословицы и поговорки о родном крае, в 3,4 классах - проекты, связанные с краеведением.
И конечно, прогулка, это доверительные беседы с детьми, которые позволяют мне глубже понять эмоциональное состояние ребёнка, приободрить, поддержать, помочь советом.
Таким образом, считаю прогулку, универсальной формой воспитательной работы.
Она включает многие виды деятельности:
- Познавательная: обогащает представление об окружающей действительности.
- Общественная: содействует социализации учеников.
- Ценностно-орентированная: рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей.
- Спортивно-оздоровительная: здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, предупреждает гиподинамию.
- Художественная: чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей.
Свободное общение: взаимнообогащающий досуг школьников, общение друг с другом.
Прогулка - это современные воспитательные технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- технология проектов;
- технология личностного развития, игровая технология и другие.
По завершении прогулки результаты наблюдения я использую в дальнейшей работе, в том числе, и для предотвращения детских конфликтов.
А ребята, в неформальной обстановке учатся общаться и находят ответы на вопрос «Зачем?» даже не заметно для себя через собственные эмоции.
Я считаю, что воспитательная работа должна быть ненавязчивой, больше доверительных бесед и внимания к внутреннему миру, к душе ребёнка.