Обобщение опыта работы по теме «Организация развивающей предметно-пространственной среды для ранней профориентации детей в группах старшего возраста»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: профориентация, подготовительная группа


Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода, в том числе и через предметно-развивающую среду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых. В соответствии с требованием времени, следует больше уделить внимания учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Поэтому целью данной работы является, создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию интереса к профессиональной - трудовой деятельности. (1-4 слайд).

Презентация

Чтобы полностью оснастить предметно-пространственную развивающую среду группы, мы постепенно ее пополняли:

  • Подбирали художественную литературу, изготавливали книжки-малышки по теме;
  • Создали картотеку пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда;
  • Подбирали репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • Подбирали и изготовили дидактические игры по теме «Профессии»;
  • Подбирали мультфильмы и видеоролики связанных с темой «Профессии»;
  • Оформили альбом с фотографиями «Профессии наших родителей».
  • Выпускали настенные газеты, посвященной профессиям взрослых (папы);
  • Изготавливали материалы и предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

Пространство групп представляет собой разграниченные «уголки», оснащенные развивающим материалом, с учетом возраста детей что создает условия для игрового сюжета. Все предметы расположены на доступном для детей уровне. Наполнение уголков соответствует направлениям по ранней профориентации детей дошкольного возраста. (слайд 5).

В старшей группе воспитатель расширяет представления о профессиях образования, науки, искусства и культуры. Рассказывает детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли и связи, о важности и значимости их труда, о том, что для облегчения труда используется разная техника. В данном возрасте игры усложняются. У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии. В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Чаще всего в играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

А теперь рассмотрим организацию развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду, по образовательным областям:

Область социально-коммуникативного и речевого развития, в ней представлены игры, направленные на развитие коммуникации и расширения знаний о трудовых навыках по той или иной профессии. К этим играм относятся: «Супермаркет», «Врач», «Повар», «Кафе», «Салон красоты», «Школа», «Библиотека», «Садовод», «Ателье». (Слайд 6)

Нами была создана развивающая среда: пополнили уголки «Супермаркет», «Повар», «Кафе» муляжами овощей, фруктов, столовой и чайной посудой, продуктами, кассой, весами, тележкой, одеждой для персонала, необходимо приобрести: витрину, кофеварку, микроволновку, миксер. Библиотеку пополнили книгами: Б.Заходер «Все работы хороши»; В.Маяковский «Кем быть?»; К.Чуковский «Федорино горе», С.Михалков «Дядя Степа». Познакомили детей с Мультсериалом «Навигатум: В мире профессий».

Оформили альбом «Профессии наших родителей».

Салон красоты представлен всем необходимым по профессии «Парикмахер», недавно приобрели наборы детской косметики, манекен (голову для обучения девочек, делать прически и наносить макияж). Игру «Школа» пополнили: магнитной доской, магнитными буквами и цифрами, прописями. Игра «Ателье» представлена: комплектом одежды, куклами, обновили ассортимент одежды по сезонам. Для игры «Садовод» приобрели: землю, секатор, вазоны и растения.

С детьми организовывали экскурсии на кухню, в библиотеку, к кастелянше, в медкабинет, присутствовали на мастер-классе по парикмахерскому искусству. С родителями дети посещают поликлинику и магазины.

Область познавательное развитие, представлены играми: «Военные», «Полиция», «Строители», «Пожарные», «Мастерская». Дети расширяют знания о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах. В группе по профессии «Военные» имеются: бинокли, фуражки, оружие, солдатики, военная техника малых форм. По возможности, мы бы хотели приобрести или изготовить при помощи родителей макеты корабля, военной техники. Для игры «Полиция», дети используют фуражки, жезл, «зебру», транспорт, дорожные знаки; в малых формах имеются - дорожные ограждения, парковки, машинки, знаки, полицейские. В игре «Строители» дети используют кубики малых и средних форм, строительная техника представлена малыми формами. Игра «Пожарные» представлены: шлемом, огнетушителем, топориком, малыми формами домов, зданий, пожарной техникой. Для игры «Мастерская», ребята используют инструменты, фартук, рукава, необходимо приобрести стойку для инструментов. (Слайд 7)

Область художественно-эстетическое развитие, представлены Уголком театральной деятельности и творчества. (слайд 8)

Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания. Участвуя, дети знакомятся с многообразием театральных профессии, с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. В уголке театральной деятельности дети используют, для своих постановок: маски, костюмы, кукол бибабо, настольные и пальчиковые театры, ширму. Необходимо пополнить разнообразием костюмов и масок. В уголке творчества дети пользуются: красками, карандашами, пластилином, ножницами, цветной бумагой и картоном, трафаретами, раскрасками на различные темы, развивая свой творческий потенциал и возможность проявления себя в будущей творческой профессии.

Область физического развития, представлена в группе уголком подвижных и спортивных игр, играя в игры, соблюдая правила, дети учатся дисциплине, развивают свои физические качества, необходимые для спортивных профессий: тренер, хоккеист, футболист и т.д. Также к данной области развития детей, относится профессия дворника, дети наблюдают во дворе детского сада и своего дома за тяжелым трудом дворника, помогают убирать мусор, снег, используя грабли, лопаты, метлы. И наша задача, состоит в том, чтобы прививать детям, уважение к труду и воспитание таких качеств личности, как аккуратность и бережное отношение к окружающему миру. (слайд 9)

Вывод: в результате организации РППС по профориентации, дети знакомятся с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место (посмотрели видео о профессии банкира, фельдшера, машиниста поезда) узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относиться к ним, обогатили словарный запас детей, совершенствовали коммуникативные навыки. У детей появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей. (слайд 10)

Следовательно, можно говорить о том, что эффективность организации профориентации в ДОУ - это есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, результатам, созданным людьми в процессе труда.