Современные образовательные стандарты диктуют новые требования к организации образовательного процесса. Учащиеся должны уметь искать необходимую для учебы информацию в том числе и в Интернете, а значит уже невозможно представить работу современного учителя без применения компьютерных технологий.
В информационном обществе школа способствует формированию осознания обучающимися значимости проблемы безопасности детей в Интернете и ее решения для будущего общества и образования посредством урочной деятельности школьных курсов. Акцент необходимо делать на актуальности данной темы и постоянном самоконтроле учащихся в их дальнейшей самостоятельной деятельности.
Цели урока:
- методическая: показать актуальность данной темы;
- учебная: обучение информационной безопасности в Интернете;
- воспитательная: развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с потенциальными угрозами, с которыми они могут столкнуться в Интернете и правилами безопасного и этичного поведения в сети Интернет, для эффективного избегания рисков и угроз;
- Формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности
- Отработка навыков и умений: сравнения информации, критического анализа; выделения главных мыслей и грамотного их изложение; восприятия и усвоения услышанного;
- Расширение кругозора учащихся
- Формирование информационной культуры
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- компьютерный класс, подключенный к Интернету;
- АРМ учителя,
- доска.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка задачи
2. Значение Интернет
Учитель: Ребята, в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему в социальных сетях. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но Интернет скрывает и угрозы.
3. Наиболее часто встречающиеся угрозы при работе в Интернет
Учитель: Есть ли что-то, что вас раздражает в Интернете?
Дети: Да, есть.
Учитель: Расскажи, что именно?
Ребенок 1: Много непонятной информации.
Ребенок 2: Вирусы.
Учитель: Как вы думаете, есть ли в интернете какие-то риски, опасности?
Ребенок 1: Конечно, есть.
Ребенок 2: Нет, в интернете нет никаких рисков, он безопасен.
Учитель: У кого-то есть другое мнение?
Ребенок 3: Если быть осторожным, в интернете безопасно.
Учитель: Давайте разберемся, всё-таки есть опасности в интернете или нет и какие они.
Выделяют четыре вида интернет-рисков:
- Контентные риски - это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, пропаганду азартных игр и т.п. Столкнуться с ними можно практически везде. Это и сайты, и социальные сети, и блоги, и видеохостинги, фактически все, что сейчас существует в Интернете. Подобный материал или ссылка на него могут прийти вам от незнакомца по почте, в сообщениях в социальных сетях.
- Коммуникационные риски, как понятно из названия, связаны с коммуникацией, то есть с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты, киберпреследования, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т.д. Незнакомцы, выдавая себя за сверстников и устанавливая дружеские отношения, выведывают много информации (например, домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в интернете) и уговаривают встретиться лично. Важно помнить, что оказаться жертвой намного проще, чем кажется. Одним из подвидов коммуникационных рисков является киберпреследование (или кибер-буллинг) - это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами; запугивание; подражание; хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. По форме буллинг может быть не только словесным оскорблением. Это могут быть фотографии, изображения или видео жертвы, отредактированные так, чтобы быть более унизительными.
- Технические риски - это возможность столкнуться с хищением персональной информации, онлайн-мошенничеством, подвергнуться вирусной или спам-атаке и т.д. Вредоносное программное обеспечение использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры - через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов. К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» - это компьютерные программы, которые могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети. Защита в социальных сетях стала актуальна для всех их пользователей в последнее время, поскольку взлом личных страниц превратился в один из основных способов распространения спама в Интернете. В частности, теперь вирусное программное обеспечение, которое рассылает спам в социальной сети может быть установлено на ваш компьютер с любого сайта. И от вашего лица могут регулярно рассылаться абсолютно любые сообщения, избавиться от которых не поможет ни одна защита самого сайта. Хотя бы просто по той причине, что в этом случае потребуется не защита вашей страницы, а современное антивирусное программное обеспечение. Поэтому не забывайте обновлять свою антивирусную программу и следить за защитой своего компьютера.
- Потребительские риски включают в себя риск приобретения товара низкого качества, различных поделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибер-мошенничества, и др. Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество - это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды. Мошенничество, как правило, является преступлением. Поскольку мошенничество в сети интернет совершается с помощью различных технических средств и разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью общения в социальных сетях, мессенджерах, по электронной почте, которые могут привести и к реальным встречам с мошенниками).
Учитель: Теперь мы с вами знаем, какие риски существуют в интернете. Как вы думаете, можно ли как-то обезопасить, защитить себя от этих рисков?
Ребенок 1: Есть. Не пользоваться интернетом.
Учитель: Это, конечно, выход, но в современном мире очень сложно обойтись без интернета вообще. Вам придется им пользоваться в будущем и поэтому важно понимать, как обезопасить себя от онлайн-рисков.
4. Практическая работа
На экран выводятся слайды презентации с вопросами:
- Можно ли размещать личную информацию в Интернете? Что такое «личная информация», «персональные данные»?
- Можно ли выкладывать фотографии других людей без их разрешения?
- Можно ли брать информацию из Интернета? В каких случаях это можно делать? Как это сделать правильно?
- Можно ли ругаться, использовать нецензурные выражения в Интернете?
- Можно ли оскорблять, обижать, провоцировать других людей в Интернете?
- Можно ли высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в Интернете?
- Есть ли ответственность за высказанное в Интернете мнение?
- Если попадется неподобающий сайт или изображение, что нужно делать?
Учитель: Давайте попробуем разобраться, что же можно делать в интернете, а что нет. В этом нам помогут вопросы.
Учитель просит детей по очереди отвечать на вопросы на слайдах. Если кто-то ошибается, другие ученики могут помогать ему с ответом.
Учитель: Спасибо, на большинство вопросов вы ответили правильно. Давайте теперь попробуем сформулировать и записать всё, что вы уже назвали как правила.
На экран выводятся слайды с Правилами безопасного поведения в интернете.
Учитель: Все ли правила вам понятны? Есть ли какие-то вопросы?
Дети задают вопросы, обсуждают правила поведения в интернете.
Учитель: Если вопросов больше нет, перейдем к заключительной части нашего урока. Мы с вами говорили о том, что в интернете можно столкнуться с контентными рисками. Давайте вспомним, что это такое?
Дети дают определение контентных рисков своими словами, если они затрудняются, учитель помогает им вопросами.
5. Критерии для определения хорошего сайта в Интернете
Учитель: Итак, мы вспомнили, что такое контентные риски и теперь знаем, что с нежелательным, негативным контентом можно столкнуться в интернете где угодно. Как же нам понять, что сайт - хороший, на нем нет ложной информации?
Дети пытаются ответить на вопрос, предлагают свои варианты.
Учитель: Многое из того, что вы назвали, правильно. Давайте разберемся, из чего состоит сайт и рассмотрим каждую из составных частей в отдельности.
На экран выводятся слайды с составными частями сайта.
Учитель: Теперь мы знаем из чего состоит сайт и можем перейти к критериям хорошего интернет-ресурса.
На экран выводятся слайды с критериями.
Учитель: Разберемся с критериями подробнее, чтобы вам было лучше понятно, на что ориентироваться при оценке сайта. Итак, существует пять критериев, предложенных ООН. Рассмотрим их подробнее.
Критерий 1: Точность
Для определения степени надежности информации на сайте необходимо учесть следующее:
- организацию, предоставляющую хостинг для этого (университет, правительство, профессиональные ассоциации, коммерческая организация, информационно-пропагандистская группа, издательство);
- наличие заявления о целях и целевой аудитории сайта;
- возможность проверки информации, размещенной на сайте с помощью иных печатных и / или веб-источников.
Критерий 2: Авторитетность
Для определения авторства сайта необходимо проверить наличие на сайте:
- страницы с информацией об авторе и иных лицах, добавлявших материалы на сайт;
- ссылок на всех страницах сайтов, где они необходимы;
- возможности связаться с владельцами сайта;
- наличие у авторов других веб-сайтов.
Также важно определить:
- тип сайта (образовательный, профессиональный, личный, пропагандистский, рекламный и т.п.);
- источники получения информации, размещенной на сайте (наличие печатных публикаций у авторов / сотрудников сайта).
Критерий 3: Объективность
Для определения степени объективности сайта необходимо проверить:
- тип сайта (образовательный, профессиональный, личный, пропагандистский, рекламный и т.п.);
- источники получения информации, размещенной на сайте (наличие печатных публикаций у авторов / сотрудников сайта).
Критерий 4: Частота обновлений
На частоту обновления сайта указывают:
- последняя дата обновления;
- наличие неработающих ссылок на сайте (может быть признаком «заброшенной» страницы);
- частота появления новых ссылок на сайте.
Критерий 5: Сфера охвата
Сравнение информации на сайте с информацией, размещенной на других сайтах, - объем информации, а также с информацией, имеющейся в печатных источниках (книгах, журналах, отчетах и т.д.).
Учитель: На экране вы видите эти критерии в сокращенном варианте, упрощенные для лучшего запоминания. Есть ли у вас вопросы?
Дети задают вопросы, учитель отвечает на них и поясняет материал.
Учитель: И в завершении я хочу порекомендовать вам линию помощи для тех, кто столкнулся с интернет-угрозами. На линии работают как технические специалисты, так и психологи, которые смогут помочь справиться с интернет-риском и его последствиями.
На экран выводится слайд с телефоном и адресом сайта.
6. Завершение урока. Рефлексия. Подведение итогов работы
Учитель: Сегодня мы рассмотрели различные виды интернет-угроз, с которыми вы можете столкнуться, узнали, какие существуют правила поведения в интернете, которые помогут вам защититься от онлайн-рисков и научились определять хорошие интернет-ресурсы с качественной и полезной информацией. Понравился ли вам наш урок? Узнали ли вы для себя что-то новое и полезное?
Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями и мыслями об изученной теме.
Учитель: Все сегодня отлично поработали. Всем спасибо.