Освоение основных принципов и методов аппликатуры на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Ключевые слова: фортепиано, игра на фортепиано


Все мы знаем, что при обучении игре на фортепиано, большое значение имеет правильная аппликатура (или по другому - пальчики), которая помогает развивать ученика как в техническом, так и в художественном отношении. «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом» Г.Нейгауз.

Ведь ученик, который умеет правильно организовать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже и видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок. Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно, систематически дома не занимаются. Потом, ведь в музыке, есть свои определённые правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их запомнить, почитать. Но, ещё Ф.Лист пришёл к выводу, что все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам; все сочетания, все последования сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему: «отсюда следует, что «владея ключами», «набив руку» в вариантах основных формул, пианист не встречает больше никаких трудностей, они побеждены заранее», - писал Ф.Лист. Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребёнка с первых уроков. В самом начале обучения игре на инструменте необходимо уяснить с учеником основные требования к пальчикам во время игры. Это правило всем хорошо знакомо, когда мы говорим ученику, что соседние нотки будут играть соседние пальчики. А если играем через нотку, то и через пальчик. Это первый кирпичик в фундамент воспитания аппликатурной дисциплины. В работе с начинающими полезно начинать знакомство с аппликатурой ещё в донотном периоде на определенных упражнениях.(на крышке инструменте)

1 Упражнение "Пальчик просыпайся" . В начале мы приучаем ученика быстро определять, какой пальчик должен «проснуться». Упражнение выполняется закрытыми глазами.Затем хорошо перейти к определенной последовательности в данном задании. Затем нужно будет одновременно «разбудить» один пальчик на левой, а другой на правой руке. И предлагаю это упражнение сделать следующим способом:

ПР.Р. 1 2 3 1 2 3 4 5

ЛЕВ.Р 5 4 3 2 1 3 2 1

Это хорошо бы заучить до автоматизма, так как в дальнейшей работе очень облегчит изучение гамм.Следующим этапом знакомства с аппликатурой в донотном периоде упражнение, парными пальчиками: 1-3, 2-4, 3-5 и 5-1. Причем вначале каждой рукой, а затем одновременно двумя. Очень полезное занятие для развития координации и умения быстро думать, активизируя мышление ученика и воспитывая мышечную память. После того, как ученик хорошо познакомился с последовательностью пальчиков, можно предложить ему следующие упражнения.

2. «Разведчик» Это упражнение похоже на черепаху заходящую в пансырь и выходящую. упражнение на подкладывание первого пальчика, когда он легко скользит под ладошку к пятому при собранной руке, держащей «свод».

3. «Краб» - это упражнение учит выполнять движение от четвертого пальца к первому, когда первый лежит неподвижно, а свод руки накрывает и раскрывает первый палец.Ребенку очень интересно будет выполнять упражнение со словами:

«Кто там прячется в углу,
Кто забился под кору.
Кто усами шевелит
Ничего не говорит.
Старый краб, не будь упрям,
Вылезай как быстро к нам»

4. «Слон» - ходьба - перешагивание с одного пальчика на другой следующей аппликатурой: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. И также обратно: 5-4, 5-3, 5-2, 5-1. Это также хорошо выполнять и двумя руками.Здесь можно проговаривать следующее слова:

«Динь дон, динь дон,
В зоопарке ходит слон»

5. «Часики» - игра на столе на подкладывание 1-го пальчика: 1-2-1-3, где третий ставится перед первым. Другой вариант: 1-2-1-4, где четвертый также играет перед первым.В подготовительном этапе очень много разных способов знакомства с аппликатурой в донотном периоде и всех их исчерпать в одном уроке невозможно. Все приведенные выше упражнения можно и нужно затем переносить на инструмент. С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами: 1) стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии. С самого начала мы играем пьески на 1, 2, 3 звуках, потом последовательность из 5 пальцев (ученик исполняет на фортепиано). Белка,"Цыплята", "Маленькой ёлочке". "Колыбельная", "Охотник и зайка. Очень полезно играть эти маленькие пьески и от разных клавиш.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык: а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами); б) мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал - на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул: вспоминаем название интервалов и какими пальцами их нужно играть. б и м2(секунда) - соседние пальцы, б м 3 (терция) - через палец, ч4(кварта) - через 2 пальца; ч5(квинта), б и м 6(секста), б и м 7(септима), ч 8 октава - крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы. Следующий этап в обучении это знакомство с гаммами - это вообще аппликатурные формулы. Затем хроматическая гамма - движение по каждой клавише (движение колёсиком»). Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах, при разборе которых необходимо обговаривать, что это (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты и т.д.). Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно повернуть. Параллельно изучаются пьески, чтение с листа, игра в ансамбле (что детям очень нравится), где тоже воспитывается умение пользоваться правильной пальцовкой, приучаем к точности.Полезно знакомство с легкими пьесами, доступными, однотипными, чтобы ученик смог себя приучить грамотно читать нотный текст, умел сосредотачиваться и на звуковысотности, и на ритме, на фразировке, и на аппликатуре. Важно приучать к комплексному восприятию всех требуемых элементов. Например, пьески для чтения с листа: Ю.Абелев «Грустная песня», Е.Гнесина «Этюд», р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Сначала зрительно просматривается нотный текст, какие «формулы» здесь встречаются, какой размер, тональность. Детям очень интересно играть в ансамбле. Эти пьески они быстро выучивают. Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы - интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык: а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому; б) мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал - на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул: б2 - соседние пальцы, б3 - через палец, ч4 - через 2 пальца; ч5, б6, б7, октава - крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы Быстрота и особенно точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной техники си. Плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащиеся не представляют себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играют первыми «подвернувшимися» пальцами. Поэтому «типичная» аппликатура основных фортепианных технических формул - гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов - должна войти в плоть и кровь учащихся. Аппликатура основных фортепианных технических формул должна быть усвоена учащимися настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру,пальцы исполнителя инстиктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию…

Литература

  1. Е.М.Тимакин Воспитание пианиста:методическое пособие. - М.: Советский композитор, 1989. - 144с.
  2. А.Алексеев Методика обучения игре на фортепиано:учебное пособие.- М.: Музыка, 1978. - 289с.
  3. Г.М.Цыпин Обучение игре на фортепиано: учебное пособие: - М.: Просвещение 1989.-176с.
  4. Г.Нейгауз Об искусстве фортепианной игры:методическое пособие. - М.: Музыка: 1967. - 202с.