Пояснительная записка
Школа - это жизненное пространство, в котором мы проводим большое количество времени, оно организовано так, чтобы было интересно и учиться и жить. И не только интересно, но и полезно для здоровья. В наши дни уже не надо доказывать, что загрязнение воздуха внутри зданий является реальной угрозой здоровью людей. Теперь следует думать, как решить эту проблему. Оказалось весьма перспективным не только надеяться на технические приборы - очистители, но использовать также в качестве "живых фильтров" живые растения, грамотное использование в интерьере класса растений приводит к улучшению качества воздуха внутри классного помещения, который благотворно влияет на здоровье учеников. Растения также оказывают положительное влияние на наше настроение. Считаю, что данная тема урока окружающего мира имеет большое значение в содержании образования, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и предваряет последующие.
Урок направлен также на развитие внимания, памяти, мышления, устной речи учащихся и воспитание познавательного интереса к окружающему миру.
Разработка урока будет полезна для педагогов, применяющих системно-деятельностный подход, основной результат которого - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Данный урок расширяет представление детей о роли растений в природе и жизни людей. Урок направлен на развитие умения самостоятельно делать выводы и подтверждать их практическим заданием, умения анализировать, слушать и слышать. Разнообразные методы и формы работы помогают активизировать всех учащихся к работе на уроке. На уроке используются средства ИКТ. В зависимости от уровня подготовки детей можно варьировать материал данного урока.
Предмет: Окружающий мир.
УМК: Школа России.
Целевая группа: 1 класс.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Цель: познакомить с названиями комнатных растений нашего класса.
Задачи:
Предметные
- знания - узнают общие условия, необходимые для жизни растений.
- умения - научатся грамотно стоить свои высказывания.
- навыки - соблюдать правила ухода за комнатными растениями.
Метапредметные:
а) личностные:
- уметь проводить самооценку;
- бережно относиться к растениям.
б) регулятивные:
- уметь различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.
в) познавательные:
- уметь использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями;
- искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах.
г) коммуникативные:
- уметь определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- строить монологическое высказывание.
Основные понятия: части растений, свет, тепло, комнатные растения.
Метапредметные сязи: экология, литературное чтение, технология.
Формирование УУД
- регулятивные: умение различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений.
- познавательные: умение использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- коммуникативные: умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; строить монологическое высказывание.
- личностные: формирование нравственного аспекта поведения(бережного отношения к растениям); способность к самооценке.
Планируемый результат: к концу урока обучающиеся научатся различать изученные на уроке виды комнатных растений.
Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость выбранной темы.
- Вспомните, какие общие части есть у всех растений. Перечислите их.
Дети заполняют перфокарты «Части растений».
- Вспомните, какие общие части есть у всех растений. Перечислите их.
Дети заполняют перфокарты «Части растений».
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:
«Всегда учиться - все знать!
Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь!»
Почему у нас сегодня такой девиз?
Как связаны наши слова с нашим уроком? (Мы узнаем что-то новое и станем сильнее в своих знаниях)
А хотите стать сильнее?
Тогда подарите друг другу улыбку и отправляемся в путь к знаниям!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в проблемном действии (5-6 мин.)
Цель: актуализировать знания о строении растений, из каких частей они состоят.
Вспомните, какие общие части есть у всех растений. Перечислите их.
А) Работа с карточками. Обозначь корнеплоды синим цветом, а плоды - красным.
Вишня |
|
Свекла |
|
Огурец |
|
Кабачок |
|
Морковь |
|
Тыква |
|
Редис |
|
Б) Графический диктант
Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).
- Кустарники имеют один стебель. (Нет)
- У салата человек использует в пищу листья. (Да)
- Малина и смородина - это кустарники. (Да)
- У картофеля человек использует в пищу плод с семенами. (Нет)
- Плод с семенами - это надземная часть растений. (Да)
- Капуста - это корнеплод. (Нет)
- Листья крапивы и одуванчика можно использовать в пищу. (Да)
- Все растения имеют корни. (Да)
- Растения - часть живой природы. (Да)
3. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость узнать новую информацию.
Какие растения окружают нас в школе? (Это цветы)
К какой группе можно отнести эти растения, если они растут в комнатных условиях? (Комнатные растения)
Для чего же нам нужны комнатные цветы? (Цветы создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным)
Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются вредные вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным - в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся опасные для здоровья вещества.
Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако не все подряд, а определённые виды.
Интересно, есть ли у нас в классе такие растения? (Не знаем)
Что же вызвало у вас затруднение? (Мы не знаем названия растений которые растут в нашем классе)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели (1-2 мин)
Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Узнать какие комнатные растения растут в нашем классе)
5. Проектирование и фиксация нового задания
Предлагаю рассмотреть цветы на подоконниках в классе. Есть ли среди них знакомые для вас растения? Как они называются? (Ответы детей.) (На подоконниках класса стоят различные комнатные растения: фикус, хлорофитум, спатифиллум, фиалки, бегония, декабрист, кротон, и др. Учитель предлагает учащимся с первого ряда подойти к первому подоконнику, со второго ряда - ко второму, с третьего ряда - к третьему.)
- Потрогайте осторожно листья растений, рассмотрите внимательно окраску цветов.
- Кто из вас встретил знакомые растения? Как они называются? (Ответы детей)
- Рассмотрите рисунки на с. 24 учебника. Что вы можете сказать? (На рисунках изображены растения, которые растут на подоконниках.)
- Рассмотрите внимательно каждое растение. Отметьте зеленой фишкой цветы, которые есть у нас в классе.
- Как же называются растения, которые вы не смогли назвать? (Учитель показывает растение, а учащиеся читают названия растений по учебнику и находят соответствующее растение в классе.)
- Рассмотрите листья бегонии.
Их окраска может быть очень разнообразна. Высота растения от 15 см до 2 м. На подоконниках выращивают низкорослые бегонии. Родина бегонии - влажные леса жарких стран.
- Что напоминает вам кактус? На кого он похож? (На ежика.) Действительно, часто кактус называют зеленым ежиком. Родина этого растения - далекие пустыни.
- А теперь прочитайте название этого растения. (Учитель показывает на сансевьеру.)
- Произнесите это трудное название хором. В народе это растение часто называют «щучий хвост». Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, название какого растения означает «кавалер со звездой»? (Ответы детей.)
- Почему? Как вы это объясните? (Ответы детей.)
- Произнесем название растения хором. (Гиппеаструм.)
- Угадайте, о каком растении идет речь: имеет крупные листья, цветы похожи на кораблики. (Калла.)
- А это растение радует глаз множеством скромных красивых цветов. (Фиалка.)
- Какие из растений, изображенных на рисунке, есть у вас дома? Отметьте их синей фишкой.
Как с помощью атласа-определителя узнать их названия? (Ответы детей.)
(Учащиеся по атласу определяют названия еще одного-двух растений, находящихся в классе. Затем выполняют задание в рабочей тетради (с. 13, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)
6. Первичное закрепление с проговариванием (5 мин.)
Цель: зафиксировать полученные знания.
А) Практическая работа в парах
- Ребята, а ведь в нашем классе остались еще растения, названия которых мы не знаем. Как с помощью атласа-определителя узнать их названия? (Ответы детей.)
(Учащиеся по атласу определяют названия еще одного-двух растений, находящихся в классе. Затем выполняют задание в рабочей тетради (с. 13, № 1) и сообщают о результатах своей работы.)
Б) Работа по учебнику
- Посмотрите на Мудрую Черепаху на с. 25. Какой интересный у нее наряд! На кого она похожа? (На путешественника.)
- А знаете ли вы, что наши растения - тоже путешественники? Они пришли к нам из разных мест. Кто помнит, где родина кактусов? (В пустыне.)
В пустыне очень жарко, и именно поэтому у кактуса вместо листьев - колючки.
- Рассмотрите фотографии на с. 25. Там перечислены некоторые виды растений которые способны очищать загрязнённый воздух в комнате.
Хлорофитум, фикус, диффенбахия, герань, лавр. Влажность воздуха в помещениях могут поддерживать многие растения, но наиболее распространённые из них: папоротник, цикламен, разные виды фиалок.
Кто может перечислить, какие виды комнатных растений приносят пользу в нашем классе? (Хлорофитум, фикус, папоротник, фиалки)
7. Физминутка (2 мин.)
Спал цветок и вдруг проснулся -
(Наклоны туловища вправо и влево.)
Больше спать не захотел.
(Наклоны туловища вперед и назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться)
- Почему бабочку сравнивают с цветком? (Она такая же красивая, яркая, разноцветная, нежная.)
8. Самоконтроль с самопроверкой (4 мин.)
№2 (с. 14).
- Рассмотрите фрагменты растений. Какие растения вы смогли узнать? По каким признакам?
- Выполните задание.
(Проверка по учебнику (с. 24).
9. Включение в систему знаний и повторения (5 мин.)
Цель: закрепить знания о каких видах комнатных растений сегодня узнали.
№ 3 (с. 14).
- Назовите свое любимое комнатное растение.
- Выполните задание.
10. Рефлексия учебной деятельности
Цель: оценить результаты собственной деятельности и зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
- Что в конце урока вы должны сделать? (Должны подвести итог нашей работы)
- В каком задании было общее затруднение?
- Почему оно возникло? (Не знали как называются растения которые растут в домашних условиях и какие растения приносят пользу)
- Достигли ли вы этой цели?
- Каким способом мы искали информацию?
- Кто сможет перечислить названия комнатных растений нашего класса которые приносят пользу?
Я думаю, что сегодня все могут поздравить себя и друг друга с успехом, которого вы все добились в открытии новых знаний.
Молодцы! Спасибо за хорошую работу!