Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность, математическая грамотность


Современное общество постоянно меняет взгляд на содержание образования. Сейчас внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Другими словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить таблицу умножения или решать задачи?»

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием "математической компетентности".

Математическая компетентность определяется как "сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека", которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Формирование математической грамотности младших школьников - это целостная система, которая состоит из элементов, обладающих интегративными качествами.

Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника:

  • читательская грамотность формируется в процессе работы с любым текстом, в том числе с текстовой задачей;
  • информационная грамотность - с введением ФГОС в курсе математики появился новый раздел - «Работа с информацией». Это позволяет говорить о том, что минимальные знания и умения в работе с информацией, являются содержательной основой информационной грамотности.
  • элементы социальной функциональной грамотности, в частности финансовой, также входят в содержание обучения математике;
  • информация общекультурной направленности, упражнения на применение исторических фактов и сведений для решения математических задач поискового характера весьма широко представлены в курсе математики.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: расчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.;

д) решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание).

Инструмент формирования функциональной грамотности школьников:

Технологии

1. Технология проектов, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

2. Проблемное обучение. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и умениям

3. Работы с символическим текстом, преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Широкое использование знаково-символических средств направлено на оптимизацию процесса обучения математике. В частности, использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде.

4. Игровые технологии (ребусы, кроссворды, ролевые игры)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета.

Приемы:

1. Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому.

2. Моделирование заданий - представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Какая могла быть текстовая задача?

Вместе у Димы и Алеши 10 рублей. Сколько у кого было рублей. Если у Димы больше, чем у Алеши.

После решения (метод подбора) важно решить все возможные решения задачи (сложение - сколько всего, вычитание - на сколько больше).

3. Решение учебно-познавательных и учебно-практических заданий.

Допиши единицы измерений:

площадь школьного пенала прямоугольной формы
180

длина дорожки

50

площадь кухни

12

высота окна

145

длина гвоздя

100

высота дома

16

рост школьника

1360

4. Работа с задачами.

- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.

- Решение задач различными способами. - Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

- Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению.

- Решение задач с недостающими и избыточными данными.

- Изменение вопроса задачи.

- Использование приема сравнения задач.

- Запись двух решений - одного правильного другого неправильного.

- Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.

- Решение обратных задач.

- Решение нестандартных задач

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

Но о размерах портфелей сообщается, опосредовано - через возможность одному из них поместиться в другом.

В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух - и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов?

Главная составляющая математической функциональной грамотности

  • Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями - работа с математическими объектами.
    (Пример: 15 человек нашего класса идут в цирк. Какую сумму денег классный руководитель должна собрать, если билет стоит 120 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?)
  • Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах - числах, величинах, геометрических фигурах - упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидки, оценки величин.
    (Пример. Со стены сняли старый плакат. Оказалось, что от клея на обоях осталось некрасивое пятно. Сторона квадрата - 50 см. Выбери, чем можно закрыть это пятно: карта мира - 80 см * 45 см; плакат «таблица умножения» - 4 дм * 8 дм; репродукция картины - 30 см * 20 см; цветной календарь - 55 см * 6 дм?
  • Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
    (Пример. В магазин привезли 10 одинаковых коробок фруктов общей массой 250 кг. Сколько привезли кг яблок, если винограда было 4 коробки.)
  • Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний . Это умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия.
    (Пример.
    Мама решила приготовить салат из огурцов, помидоров и редиски. Вся масса салата должна составить 100 г. Сколько нужно положить помидоров, если масса огурцов составляет 40 г., а масса редиски в 5 раза меньше массы огурцов?)
  • Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
    (Пример. Численность населения Смоленска в 2010 году составляла 326861 человек, а в 2019 году - 329427 человек. На сколько человек увеличилось количество жителей города за 9 лет?)
  • Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
    (Пример. 3 класс. Задание. Рома хочет вырезать подставку под горячее прямоугольной формы со сторонами 8 и 11 см, как написано в журнале «Помощь маме». У него есть лист фанеры квадратной формы со стороной 10 см. Рома приступил к распиливанию фанеры. Справится ли Рома? Не поспешил ли он с началом работы? Сможет ли он из этого листа вырезать подставку?)
  • Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений (оценка достоверности, логичности хода решения). Выполнение таких заданий заканчивается сопоставлением поставленного вопроса и полученного ответа.
    (Пример. У Оли 100 рублей, у Юли 75. Сколько тетрадей они могут вместе, если одна тетрадь стоит 5 рублей)

5. Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях.

Особое внимание уделяем задачам в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. При этом сюжетные математические задачи являются полигоном для распознавания проблемных ситуаций, возникающих в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами. Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.

В учебнике таких задач много. Особенно в 3-4 классе, когда и от ребят требуются практические действия в жизни. Рассмотрите странички - задачи - расчеты. Все они практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Условия этих задач могут быть усложнены, скорректированы. (расчет на семью из … человек, обои для комнаты … м). Часто предлагается строительство диаграммы, т.е. преобразование информации.

В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций.

Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.

Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни - расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:

В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений.

Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Систематическое использование на уроках математики специальных заданий и проблемных ситуаций, формирует и развивает основы функциональной грамотностимладших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.