Развитие интонационной выразительности речи в логопедической группе

Разделы: Логопедия


Звучащая, устная речь легко восприниматься, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Дошкольный возраст - оптимальный для усвоения языка. Дети достаточно скоро овладевают языком в доступных их возрасту пределах. Они усваивают словарь, звуковой и грамматический строй.

Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Но восприятию речи, как и самой речи, надо учить. Я предлагаю материал, в котором раскрываю, как проводилась эта работа в нашей группе. Опыт работы на тему «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе».

Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления, изменения темпа речи. Она усиливает лексического значения слов.

Для большинства из детей логопедической группы характерно нарушение интонационной стороны речи. Однако, следует заметить, что все они хорошо воспринимают интонацию взрослых и могут подражать нам.

Работа по формированию интонационной стороны речи мы осуществляем в различных направлениях. Сюда относится работа над логическим ударением. Логическое ударение-это выделение слов наиболее важных по смыслу. А чтобы детям легче было запомнить те слова, на которые падает ударение, мы вместе сними выделяем их хлопками в ладоши, притопыванием. Дети вместе с воспитателем выполняют эти движения одновременно, выделяя необходимые слова голосом и движением.

Большое внимание на занятиях по развитию речи мы уделяем формированию у детей умением пользоваться повествовательной, восклицательной и повелительной интонациями.

Для этого проводим дидактические игры с целью закрепления этих интонаций. Например: «Скажи, как я», «Пригласи меня вгости», «Произнеси по-разному: «Мне купили велосипед» (спрашивая, восхищаясь,требуя, «Изобрази лисичку» (добрую, злую, хитрую) диалог «Сапожник» и т.д.

Кроме того ведется работа по формированию у детей естественной интонации, выражающей различные эмоциональные состояния: радости, удивления, испуг, страх.

Эту работу проводим на занятиях по составлению рассказов по картине, пересказе, разучиванию стихов, потешек, в играх драматизациях, в подготовке к праздникам, на рисовании. Дети учатся рисовать лица с различными выражениями эмоций. Одним из наиболее простых средств выражения эмоций является междометия виде отдельных гласных или слов. Их воспроизведение сопровождается различными произвольными, часто естественными движениями, которыми люди обычно пользуются в жизни для выражения радости, удивления. Проводим такие игры, детям показываем картинки с простым сюжетом, на которых изображены мама, качающая дочку, мишка с перевязанной щекой-больной зуб, мальчик, потерявшейся в лесу, ребенок, плачущий в коляске предлагалось одним коротким словом озвучить картинки, (а-а-а, ой-ой, ау-ау, ау-ау). Работу над интонацией мы проводим на материале слов, предложений, небольших текстов или стихов. Проговаривание сопровождалось определенными выразительными движениями, например при передачи интонации вопроса, делается выразительное движение кистями рук. (муз. -дид. Игра «А кто у нас умный?»

Для поддержании интереса детей во время заучивания стихов с выражением проводим игровые упражнения «Скажи как я», «Скажи громко, шепотом, тихо». Чтение стихов сопровождали игровыми действиями (физкультминутки, предметной наглядностью, рассматриванием иллюстраций.

Для того чтобы добиться хорошей выразительности речи надо начинать заниматься с дыхательной гимнастики, включая упражнения на озвучивание гласных и согласных, далее идет работа над дикцией и только, когда голосовой аппарат «настроен» и, подготовлен, начинаем работу над интонационной выразительностью.

На занятие по выразительности речи художественное слово выступает не только как чувство воспитания речевой выразительности, оно приучает детей видеть, думать, оценивать, сопереживать, чувствовать. На протяжении занятий воспитывается воображение ребенка, дети учатся общаться друг с другом, с окружающими. В процессе работы мы учим детей мыслить, чувствовать.

Работа коррекционного воздействия направлена на решение следующих задач:

  • Формирование физиологических механизмов овладения интонацией (нормализацию деятельности дыхательного и голосового аппарата, формирование координированной работы речевых мышц и т.д.)
  • Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств (мелодики, интенсивности, длительности, тембра и паузации) для оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.

Таким образом, видно, что речевые возможности детей значительно улучшаются, что дает возможность детям выступать на логопедических праздниках, развлечениях, быть победителями в конкурсах чтецов в рамках МДОУ и муниципального уровня, успешно обучаться в школе.

Упражнения.

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу. На нашей улице открылся кинотеатр. Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу
слова.

Всякому овощу своё время. Мягко стелет, да жёстко спать. Солнце сияет, а месяц только светит. Нет лучше дружка, чем родная матушка. Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
(И.Суриков)

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

  • За правое дело стой смело.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не верь началу, верь концу.
  • Куда иголка, туда и нитка.
  • Кудри завивай, да про дела не забывай.
  • Старый друг лучше новых двух.