А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце - ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но... если друга надо звать -
То вряд ли это друг...
Валентина Кошелева
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
- Начните читать шепотом и постепенно усиливайте голос-
- Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
1. Словарная работа
Соедините слово и его лексическое значение.
Сопереживание - это.... |
готовит пищу |
Чуть не поддал хорошенько - |
это переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек |
Стряпает - |
чуть не ударил |
2. Соедините стрелками авторов и их произведения.
3. К каким из перечисленных рассказов можно отнести данные пословицы? Соедините стрелками.
«Волшебное слово» |
Дружбу помни, а зло забывай. |
«Я ушёл в свою обиду...» |
Добрый человек добру и учит. |
«Почему» |
Больше одна мать заботится о семерых детях, чем семеро детей об одной матери. |
«Я и Вовка» |
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. |
«Два пирожных» |
Не мил и свет, когда друга нет. |
4. Соберите пословицы
Крепкую дружбу |
а имей 100 друзей |
Птица сильна крыльями, |
и водой не разольешь |
Не имей 100 рублей, |
и все за одного |
Один за всех, |
а нашел - береги |
Нет друга - ищи, |
а человек дружбой |
5. Объясните значение пословицы:
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
К какому произведению можно отнести эту пословицу? Запишите его название и автора.
_________________________________________
6. Поэтическая игра: «Словарь вежливых слов»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого____________________.
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь_____________________.
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь__________________.
В каком произведении речь идет об употреблении вежливых слов? Запишите название произведения и его автора
_________________________________________
А какое Волшебное слово узнал герой из рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово»? ___________________________________
Как его надо произносить? Найдите эти строчки в тексте и зачитайте.
Как вел себя Павлик при встрече со стариком?
Найдите в учебнике слова, которые помогут описать настроение маленького героя и запиши эти слова
_________________________________________
Какие произведения помогают найти способ избавления от обиды? Запишите их названия и авторов. Прочитайте эти произведение.
_________________________________________
Прочитайте пословицу. Назовите произведения и их авторов, к которым вы отнесли бы эту пословицу:
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который не верен.
_________________________________________
Аргументируйте свой ответ.
7. Восстановите последовательность событий в рассказе В.Осеевой «Почему?».
___ Бум наказан.
___ Мальчик с собакой.
___ Сын признался.
___ Чашка разбилась.
___ У каждого свое «почему».
___ Это… Бум.
___ Ночью.
___ Расстроенный лай.
___ Все дома!
___ Он будет жить в будке.
___ Бум один на крыльце.