Введение
Возрастная группа: Начальные классы.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач.
Задачи:
-
формировать представление, воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, а также народов, проживающих на территории России.
- создать условия для развития толерантных отношений у детей школьного возраста;
- развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;
- воспитывать в школьниках чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живёт.
Актуальность и педагогическая значимость
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже со школьного возраста. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции школьного воспитания: «Так же, как и в дошкольном детстве, и в школьном возрасте ребёнок приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Школьное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена школьному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в начальных классах. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период школьного детства очень важен для развития личности ребёнка: на протяжении всего школьного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Описание опыта
Педагога часто называют "душой образовательного процесса". От его личностного потенциала, профессиональных знаний и умений, от его убеждений, взглядов, мировоззрения зависит эффективность, продуктивность общения и совместной деятельности. Трудно представить себе, что нетерпимый к другим педагог сможет воспитать у ребёнка толерантное отношение к другим людям, к другим культурам. Какими качествами должен обладать педагог, воспитывающий толерантность? Главными являются его верность общечеловеческим ценностям, духовное богатство и демократизм. Важнейшим качеством педагога в работе с детским коллективом является эмпатия - способность понимать и чувствовать ребёнка.
Кроме того, педагог должен обладать специальными технологиями взаимодействия с детским коллективом. К таким технологиям относятся личностно ориентированные технологии, такие как диалог, дискуссия, сотрудничество. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого человека, так как именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении.
Главная цель дискуссии - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры в процессе поиска истины. Умело организованная дискуссия является важнейшей методической формой развития толерантности.
Следующей педагогической технологией является сотрудничество, которое подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Педагогика сотрудничества предусматривает организацию деловых контактов, совместную постановку задач и анализа процесса их решения. Данный стиль взаимодействия в педагогическом процессе связан с гуманизацией и демократизацией общества, активизацией инициативы и творчества людей, более полным раскрытием личностного потенциала каждого человека, что в полной мере способствует формированию толерантности.
Говорят, что корни морали в самой природе, или в человеке, или в обществе. И очень многие уверены, что мораль от бога. За тринадцать веков до нашей эры пророк Моисей получил от бога и провозгласил бессмертные Десять Заповедей. Дети узнают о них из детской библии на уроках Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ , с удовольствием рассматривая красочные иллюстрации. Китайский философ Конфуций сформулировал великий принцип гуманизма: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Иисус Христос в своем учении провозгласил заповеди любви и милосердия. По мнению немецко - французского философа А.Швейцера: «Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».
Человек не всегда поступает в соответствии моральным нормам. Он может быть добрым, благородным, великодушным, честным и т. д. Но он может быть способен на подлость, ложь, предательство и т. д. Люди верующие все, что не соответствует морали, называют одним словом - грех. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, на другом - дьявол, и каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поступает. Но выбирает он сам.
Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определённых положительных качеств: доброты, милосердия, умеренности. Без положительного примера со стороны взрослого, невозможно вырастить добродетельного ребёнка, умеющего сострадать тем, кто слабее, сочувствовать своим товарищам. Религия даёт ответ на извечные вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришёл в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти? Религия помогает человеку психологически разгрузиться, даёт приток энергии и эмоциональных сил. Ребёнок может увидеть, как у родителей или близких после посещения церкви и богослужения, по их словам и поведению душевное состояние улучшилось, физическое недомогание отступило.
Религия играет значительную роль в жизни общества. При этом каждый человек имеет право самостоятельно решать: быть ему приверженцем атеистических убеждений или религиозных; к какой именно религии следовать; выполнять религиозные обряды или нет; требуется для соблюдения моральных норм божественный авторитет или нет.
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, нравственно - этическим ценностям своего народа должно осуществляться как с дошкольного, так и продолжаться в школьном возрасте. Степень религиозности человека - во многом обусловлено его воспитанием в детстве. Поскольку дитя имея дух, душу и тело, приходит в этот мир, конечно же, нуждается в том, чтобы обрести образ обращения в нем. Ребёнок впечатлителен, поэтому нрав родительский сильно сказывается на нраве ребёнка. А религиозное и нравственное воспитание указывают направление формирования характера, чувства ответственности, добрых привычек, умения справляться с трудностями. В самом человеке существует нравственное как его собственная жизнь, как то, что движет его внутренним поступком, определяет его чувства, характер его мыслей.
Результативность: эффективность применения, достижения конкретных образовательных результатов.
В современном обществе Российской Федерации проживают представители многих наиболее распространённых в мире религий. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Конституция РФ в соответствии с нормами международного права гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Все религии на территории нашей страны являются равноправными, отсутствует государственная, официальная религия. В школьное учреждение могут ходить дети разных национальностей и вероисповедания. Общаясь друг с другом, дети учатся спокойно, уважительно относиться к представителям других религий.
Таким образом, веротерпимость поможет предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
Результатом нашей работы стало создание «Эмблемы толерантности», с нашей работой мы выступили в школе, рассказали ребятам нашей параллели классов о значимости и важности духовно-нравственном воспитании со школьного возраста. «Эмблема толерантности» представляет собой работу, выполненную всем классом. Ребята рассказали о взаимосвязи природы, экологии с человеком и его душой (внутренним миром).
На иллюстрации видно настроение и внутренний настрой духовно - нравственного воспитания человека. Когда духовно - нравственное воспитание присутствует в человеке, то это солнечная сторона жизни. И наоборот, когда его нет - в жизни всё мрачно и грустно...
Новизна заключается в формировании толерантности у детей школьного возраста через организацию различных мероприятий в классе; организации специально разработанного цикла познавательных занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы и сказок по теме. Беседы проходят на уроках. «Не делай другому того чего себе не желаешь», «О душе»...и др.
Далее был проект «Дружба народов»
Наш класс многонационален и практически каждый ребёнок рассказывал о традициях своей семьи, обычаях, праздниках. Дети продемонстрировали рисунки национальных костюмов и национальных танцев, а завершился проект общим танцем «Ручеёк», где слились все национальности.
Результат реализации проекта
Подводя итог работы в проекте, мы можем сказать, что наши ученики, имеют представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках народов России, знакомы с национальными играми, сказками татарского, русского, мордовского, узбекского, таджикского, чеченского, украинского, азербайджанского народов. Дети с уважением и интересом относятся к традициям других народов. Они умеют творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности, способны организовать свою деятельность. Дети нашего класса владеют исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, обладают навыками поисковой деятельности, могут выступать перед аудиторией, уважительно относятся культуре разных народов. Мы успешно решили поставленные задачи.
Также на уроках технологии, ребята выполняли различные сувениры, относящиеся к нашим духовно - нравственным традициям.
Например, Пасхальные сувениры, сделанный своими руками, означают, что человек вложил в него свои умения, внимание и душевную теплоту. А ещё фантазию, чтобы придать подарку особый смысл, красиво его преподнести. Почему, самодельный сувенир, сделанный руками ребёнка, настолько ценен?
Во-первых, он всегда оригинальный и индивидуальный.
Во-вторых, изготавливая какую-либо поделку, детки вкладывают в неё частичку своей души, а это ни за какие деньги не купишь.
В-третьих, они стараются, уделяют изготовлению подарка своё внимание, время, силы, эмоции и хорошее настроение, которое и пытаются передать своей поделкой. А эти факторы, согласитесь, тоже очень трудно измерить и оценить в финансовом эквиваленте.
В-четвёртых, преимущество детского подарка, сделанного своими руками - это его уникальность.
В-пятых, такие подарки всегда дарятся с любовью, нежностью и чистыми намерениями.
В-шестых, получая такой подарок, чувствуешь не только тепло души ребёнка, но и его рук, ведь создавая свой шедевр, ребёнок не только думал о том, как он его подарит, он получал удовольствие от самого творческого процесса, передавая свои эмоции и настроение.
Детские подарки, заботливо сделанные своими руками, наилучшим образом подчёркивают их любовь и внимание.
Экономичность затраченных ресурсов: минимальное расходование ресурсов для применения в массовой педагогической практике.
Нами не было затрачено практически ничего, для реализации нашей методической разработки, нам помогали родители, наше духовно-нравственное воспитание.
Заключение
Выводы. Итоги
Возможность использования данной практики в деятельности других педагогов; возможность творческого применения и развития опыта.
Мы считаем возможным использование данной практики в деятельности других педагогов т.к. методическая разработка актуальна , опыт работы соответствует современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки и практики, региональной образовательной политике; профессиональным интересам; интересов личности. Высокая результативность и эффективность педагогической деятельности: педагогический опыт обеспечивает значительные сдвиги в уровне воспитанности, в сплочении семей и детей разных национальностей, в общем, и специальном развитии детей. Оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов воспитания и развития. Стабильность и воспроизводимость результатов .Наличие элементов новизны . Новизну опыта характеризуют такие показатели как творческая реализация на практике новых теоретических концепций, идей; творческое внедрение новых форм. Перспективность: возможность использования опыта в массовой практике, его применения другими педагогами.
Поэтапное, краткое описание
Одним из важных пунктов в формировании духовно-нравственных качеств воспитания, является гармоничное взаимодействие с окружающими людьми, иначе говоря, толерантность. Научная литература рассматривает толерантность как уважение к другим людям, признание их права на отличие, отказ от насильственных методов взаимодействия. Формирование толерантности - процесс очень длительный и начинать его следует как можно раньше. Воспитывать толерантность необходимо в школьном возрасте, как в периоде наиболее благоприятном для формирования определённых качеств личности. В современном образовательном пространстве одним из ведущих направлений является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания. Приоритет начальной школы и педагогов состоит в том, чтобы в основу, были положены принципы толерантности.
Для привития норм толерантности в школьной организации должны быть сформированы следующие условия:- Создание образовательной среды, соответствующей духу толерантности;
- Применение в работе педагогических технологий, нацеленных на воспитание толерантных установок у детей;
- Социальное взаимодействие педагогов и родителей, направленное на воспитание толерантности.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач образования является обеспечение равных условий для развития каждого ребёнка в независимости от его нации, языка, социального статуса, пола, места проживания, физиологических и психических особенностей. Для создания толерантного пространства в школьном образовании должны быть созданы нижеперечисленные психолого-педагогические условия, соответствующие ФГОС:
- Уважение педагогов к человеческому достоинству детей, формирование их положительной самооценки и уверенности в своих силах и способностях;
- Поддержка педагогами доброжелательного и положительного взаимоотношения между детьми;
- Защита детей от всех форм психического и физического насилия;
- Ориентация образовательного процесса на интересы каждого ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием культурного наследия, бережным сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния народов России.
Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
www.znanio.ru