Исследовательская деятельность на уроках и внеурочное время как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: исследовательская деятельность, младшие школьники


Главная задача современной школы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка. Особое место занимает исследовательская деятельность.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что новые времена ставят перед нами новые задачи.

Цель: формирование исследовательской деятельности младших школьников на уроках и внеурочное время.

Задачи:

  • развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Учебно-исследовательскую деятельность обучающихся развиваю на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе. На уроках включаю задания проблемного характера. Наибольшая эффективность при этом достигается введением элементов проблемных ситуаций. Например: предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью, дать практическое невыполнимое задание, разделить на группы и выявить закономерности, сравнить и указать отличия, найти задачи с недостающими данными, выполнить задания на логическое мышление…

Использую нетрадиционные формы занятий: уроки-конкурсы, уроки - концерты, уроки-соревнования, мастер-классы, которые ведут учащиеся. Задаю домашние работы исследовательского характера - провести наблюдение за домашними животными, сформулировать вывод о снеге с помощью опыта. В первом классе обучающиеся знают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт. При изучении темы: «Прогулка на водоём» на уроке создаю условия для исследовательской деятельности, учу отбирать нужную информацию из большого её объёма. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой. Во втором классе уже формирую умение видеть проблемы, дети уверенно задают вопросы, пытаются давать определения понятиям, проводят наблюдения, делают выводы. Предлагаю следующие задания: составь рассказ…, сочини …, что произойдет, если ... При изучении темы: «Многозначные слова» включаю в собственный исследовательский поиск. Дети наблюдают, классифицируют, делают выводы. При знакомстве с темой: «Периметр многоугольника» - учащиеся работают над поиском информации в группах, объясняют, доказывают и защищают свои умозаключения. При получении нового знания на уроке математики по теме: «Письменные приёмы умножения» - дети ищут решение поставленной задачи, выявляют ряд связей и закономерностей, что приводит к открытию нового письменного приёма умножения многозначного числа на однозначное. Тема: «Когда появились первые школы» - исследовательская деятельность на данном уроке позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников. Дети объясняют, сравнивают, анализируют, обобщают, доказывают и защищают свои идеи и мысли. Во втором, третьем и четвертом классе дети включаются в учебно-исследовательскую деятельность.

Особое внимание во внеурочной деятельности уделяю творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Класс активно участвует во всех мероприятиях проводимых в школе, где ярко проявляются творческие способности обучающихся. Это «День здоровья», «ФотоСлед», «Поэзии связующая нить», «Минута славы», «Мама, папа, Я - спортивная семья», «День матери»...

Чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным, с первого по четвёртый класс реализую программу по развитию исследовательских умений «Умники и умницы». Курс О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Методическое пособие позволяет выявить уровень познавательных процессов младших школьников. Провожу пятиминутки «Теперь я знаю…», включаю в различные формы внеурочной деятельности. Дети участвуют в интеллектуальных играх, международных заочных конкурсах «Русский Медвежонок», «Кенгуру», «ЛИС - любитель истории», «Старт», «Почемучка», «Пятёрочка»… Дети принимают активное участие в интеллектуальных районныхолимпиадах, районных и межрайонных конкурсах: игра «Знайка», игра «Волшебный клубок». Таким образом, регулярная работа над развитием логического мышления учащихся, их памяти, внимания, восприятия развивает их интеллектуальные способности, содействует в целом развитию у них интереса к предметам и явлениям окружающей жизни. Результатом этой работы служат высокие достижения детей.

В классе организована работа кружка «Юный исследователь». За основу взяла курс А.И.Савенкова «Я - исследователь». Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
В нашей школе стала традиционной научно-практическая конференция, где обучающиеся показывают результат своей работы. Одним из показателей работы по данному направлению служит активное участие младших школьников в конкурсах УИ работ на школьном, муниципальном, краевом, всероссийском уровнях. Темы выступлений разнообразны: «Куклы моей семьи», «Память», «Прошлое рядом», «Тиша», «Тайны моего окна» и другие. Обучающиеся ежегодно занимают призовые места. Это подтверждается положительной динамикой и стабильными показателями качества успеваемости учащихся.

Библиографический список

  1. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010.
  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.
  3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
  4. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; Под ред. С.С.Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008.