Цель: формирование у детей знаний о растениях в весенний период, о появлении и значении почек на растениях.
Задачи:
- расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (как распускаются почки на деревьях и кустарниках).
- продолжить учить замечать изменения во внешнем виде и кустарников в зависимости от времени года, климатическими изменениями в природе, местом размещения.
- развивать умения запоминать, мыслить, рассуждать, доказывать;
- формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Материалы: картинки для игры «Найди себе пару!», стетоскоп.
Предварительная работа: беседа об отличительных признаках деревьев и кустарниках, рассматривание картин, чтения стихотворений, отгадывания загадок.
Ход прогулки
В.: Здравствуйте, ребята! Хотите узнать, где живут листочки? Сегодня мы с вами выйдем на «Экологическую тропинку» и по карте-схеме определим маршрут до объекта «Лекарственные растения», там мы и узнаем, где живут листочки. ((Воспитатель раздает карты схемы)
В.: Обратите внимание на карту-схему. Около какого объекта мы с вами находимся? (это цветник)
От цветника мы пройдем до объект № 5 - лекарственные растения.
В.: Наидите этот объект на своей карте? Давайте посмотрим мимо, каких объектов мы пойдем. (Ответ детей: под цифрой 2)
В.: Второй объект уголок нетронутой природы. Давайте дойдём до него.
В.: Мы пришли в уголок нетронутой природы. Остановимся здесь.
Минутка любования
В.: Отвлечёмся от наших карт. Прислушаетесь! Слышите, как поют птицы, радуясь весне. Ребята давайте закроим глаза и вдохнём свежего, тёплого, весеннего воздуха. Откройте свои глазки, и посмотрим на голубое, яркое небо, на мягкие, пушистые и белые облака.
Художественное слово
В.:
Белоснежными холмами
Облака плывут над нами
Пропадая за чертой
Между небом и землёй.
Изменяются, клубятся,
Могут мне они казаться:
Белым мишкой и конём,
Злым драконом и орлом.
Где-то в тучи соберутся,
Тёплым дождиком прольются
С высоты своих небес:
На поля, луга и лес.
(Василий Михайлович Пузырёв)
В.: А сейчас вернемся на нашу экологическую тропинку. Следуем дальше.Определите объект? («Птичье дерево»).
В.: Здесь на деревьях установлен скворечник. Но нам с вами нужно к объекту «Лекарственные растения». Посмотрите, а вот и старый пень объект карты под № 4. Где же тогда 5 объект. Определили, молодцы!
Наблюдение
В.: Давайте найдём наш любимый кустарник - сирень (лекарственное значение).
В.: Чем кустарник отличается от дерева? (у кустарника много тоненьких стволов, а у дерева один ствол)
В.: Подойдем поближе, наклоните к себе веточку сирени. Посмотрим на почки. Давайте сравним, какие почки были зимой и сейчас.
В.: Разница есть или нет? (рассматривают почки и делают вывод, высказываются дети)
В.: Зимой почки на деревьях и кустарниках были плотно закупорены и не пропускали холодный воздух, они как бы спали. Деревья и кусты находились в состоянии покоя. Весной же началось сокодвижение. Сокодвижение - это когда по корням, стеблю движется вода с минеральными, полезными веществами. Деревья и кусты начали просыпаться. Почки набухают и появляются новые листочки.
В.: Почему? (стало теплее).
Что произошло с почками? (увеличились, набухли).
Как расположены почки? (одна напротив другой, как бы парами)
Что появиться из почек? (листочки). В почках находится запас питательных веществ, для будущих листьев.
В.: Так где же живут листочки?
В.: А можно ли ломать ветки на кустарниках? (ответы)
Опытно-экспериментальная деятельность
Цель: закрепить знания о сокодвижении в растениях, и его значении.
Оборудование: стетоскоп (3), дерево с тонкой карой.
В.: Давайте попробуем прослушать движение сока по стволу. Поделитесь на группы по три человека. Будим работать в группах. По очереди. Прикладываем стетоскоп и прислушиваемся, как журчит вода в стволе дерева. (По три ребенка выполняют задание)
В.: Вы слышите журчание?(ответ)
В.: Это движется сок по стволу дерева к почкам. Сок помогает растению набирать силы для появления листочков и цветов.
В:. Мы услышали движение сока по стволу и веточкам. Предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Найди себе пару!»
Задачи:
- Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары.
- Закрепить название деревьев на картинке.
- Упражнять в беге. Развивать инициативу, сообразительность, внимание.
Оборудование: По две картинки сирени, березы, рябины и т.д.
Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по картинке. По сигналу воспитателя - дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие одинаковые картинки, находят себе пару.
Правила:
- Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Трудовая деятельность
В.: Прежде чем мы с вами отправимся в группы. Давайте обойдём наши три объекта, которые находятся рядом - это объект лекарственные растения, старый пень и птичье дерево. Посмотрим, есть ли сломанные ветки. Соберем их и отнесем в живой уголок. Поставим в воду и понаблюдаем за ними. (Дети и воспитатель обходят объект, собирают веточки).
В.: Спасибо вам, ребята. А где живут листочки? (ответ детей) Все верно листочки находятся в почках, в скорее почки раскроются и появятся маленькие листочки.