Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2012 г.
Тип урока: изучение нового материала.
I. Цели и задачи занятия
Цели занятия: Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка.
Задачи занятия:
- Научиться сравнивать слово и словосочетание
- Научиться анализировать: языковые единицы синтаксиса (слово и словосочетание)
- Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию о слове и словосочетании
- Научиться классифицировать словосочетания по главному слову, по типу грамматической связи.
II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
- осознание ценности жизни с опорой на собственный и читательский опыт.
- формирование ценностного отношения к русскому языку;
- проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц.
Работа с информацией:
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
- распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений
- распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);
Текст.
- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)
Язык и речь.
- осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом
III. Краткое учебное содержание
I. Мотивационно-целевой этап
1.Учим(-ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: параграф 26, упражнение на странице 67): запишите получившиеся слова и словосочетания.
- Прыгать (откуда? как?)
- Причалить (куда? с чем?)
II. Актуализация опорных знаний
Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: выскажите предположение, чем отличается слово от словосочетания. Сравните свое предположение с правилом на с. 67. Как определять главное слово в словосочетании?
III. Изучение нового материала
Учим(-ся) классифицировать (формирование нового знания на основе анализа и синтеза актуализированной информации):
Упражнение 132. Обозначьте смысловую связь между главным и зависимым словами словосочетания.
- Познакомиться с местностью, приветствовать альпинистов, участвовали в восхождении, повернули вправо, поделиться впечатлениями.
- Поучительная история, о весёлых небылицах, необыкновенные приключения, нелёгкую задачу.
Задания:
1) составим алгоритм по выявлению смысловой связи между главным и зависимым словом;
Алгоритм определения смысловой связи
Словосочетание
Главное слово
Имя существительное |
Глагол |
Наречие |
Именное |
Глагольное |
Наречные |
2) выполните упражнение 132 по образцу рассуждения:
Образец рассуждения:
- Словосочетание:____________________________
- Главное слово- _____________________________, Зависимое__________________________________,
- Зависимое слово выражено___________________.
- Смысловая связь -___________________________.
3) составим вопросы для выявления грамматической связи слов в словосочетании;
А) как связываются слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически)
Б) как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (с помощью вопроса от главного слова к зависимому)
В) какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании? (с помощью окончания, с помощью предлога и окончания, по смыслу).
4) Групповая работа.
1-я группа:
- Кто такие альпинисты? (Альпинист - это спортсмен, занимающийся альпинизмом. Альпинизм - вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор).
- Какими качествами должен обладать альпинист? (смелость, ответственность, внимательность, ловкость)
- Считаете ли вы, что занятие альпинизмом связано с риском? Каким?
- Что вы читали или слышали об альпинистах? Поделитесь впечатлениями.
- Выразите свое отношение к альпинистам, используя словосочетания из упражнения 132 (1), составьте текст «Покорение вершины»
2-я гр.:
Проведите словарную работу со словом небылица.
1)Дайте толкование слова по словарю Ожегова. (вымысел, лживое сообщение)
(Небылицы - это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора)
2) Подобрать антоним к слову небылица.
3) Кто является основателем этого творчества?
(На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она - небылица.
Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи - удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками»).
Пример:
Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!
4) ответьте на вопрос: Зачем народ придумывал небылицы? Выразите свое отношение, используя словосочетания из упражнения 132 (2)
IV. Применение опорных знаний
Выполните упражнение 135. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.
Урок, на уроке, начало урока; не читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с другом, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.
Дополнительные задания:
- Определите смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.
- Расскажите о том, какой предмет в школе у вас самый любимый. Чем интересен он вам?
- Составьте и озаглавьте текст на школьную тему.
V. Закрепление материала
Упражнение 141. Прочитайте текст К.Паустовского. Найдите предложение (предложения), в котором (которых) сформулирована основная мысль высказывания.
Выпишите пять словосочетаний «существительное + существительное)
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Дополнительные задания:
- Комплексный анализ текста.
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Определите тип речи.
- Выпишите из текста предложение (-я) с однородными членами.
- Выпишите из текста слова с орфограммой «О Ё после шипящих в корне слова».
- Определите лексическое значение слова гравий.
- С каким чувством автор пишет о русском языке? Какие слова особенно точно передают отношение к языку?
- Какое словосочетание привлекло ваше внимание, показалось особенно выразительным?
- Выразите свое отношение к русскому языку.
VI. Подведение итогов и домашнее задание
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие задания понравилось выполнять?
- Какие оказались трудными?
- Д/З: выучить параграф 26, упражнение 136
VII. Диагностические материалы
Словосочетание
При участии проекта http://videouroki.net
Задание #1
Вопрос:
Что мы указываем при устном разборе словосочетания?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово
2) средства связи между главным и зависимым словом
3) чем выражено главное и зависимое слово
4) падеж главного слова
Задание #2
Вопрос: Что мы обозначаем при письменном разборе словосочетания?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово
2) вопрос от главного слова к зависимому
3) средство связи между главным словом и зависимым
4) чем выражено главное и зависимое слова
Задание #3
Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны при помощи окончания.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) медленно идти
2) разные планеты
3) оглянуться назад
4) угостить яблоком
Задание #4
Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны при помощи окончания и предлога.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) прыгать от счастья
2) зеленая ограда
3) выучить наизусть
4) стоять возле дома
Задание #5
Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны только при помощи смысла.
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) подстриженный газон
2) прекратить развлечения
3) очень тихо
4) говорить вполголоса
Задание #6
Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.
изумительное зрелище
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - изумительное
2) вопрос - какое?
3) главное слово выражено именем существительным
4) главное и зависимое слово связаны при помощи окончания
Задание #7
Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.
плавала в озере
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - плавала
2) зависимое слово выражено существительным
3) главное слово выражено глаголом
4) главное и зависимое слово связаны только при помощи предлога
Задание #8
Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.
вернуться поздно
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - поздно
2) главное слово выражено наречием
3) главное и зависимое слово связаны только по смыслу
4) ставим вопрос "когда?"