Словосочетание. Урок русского языка в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: словосочетание


Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Автор УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2012 г.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Цели и задачи занятия

Цели занятия: Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка.

Задачи занятия:

  • Научиться сравнивать слово и словосочетание
  • Научиться анализировать: языковые единицы синтаксиса (слово и словосочетание)
  • Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информацию о слове и словосочетании
  • Научиться классифицировать словосочетания по главному слову, по типу грамматической связи.

II. Планируемые результаты урока

Личностные:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ценности жизни с опорой на собственный и читательский опыт.
  • формирование ценностного отношения к русскому языку;
  • проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству.

Метапредметные результаты:

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • классифицировать языковые единицы по существенному признаку.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц.

Работа с информацией:

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.

Совместная деятельность:

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
  • регулировать способ выражения собственных эмоций;
  • признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

  • распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений
  • распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);

Текст.

  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)

Язык и речь.

  • осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом

III. Краткое учебное содержание

I. Мотивационно-целевой этап

1.Учим(-ся) сравнивать (дифференциация и интеграция знания: параграф 26, упражнение на странице 67): запишите получившиеся слова и словосочетания.

  • Прыгать (откуда? как?)
  • Причалить (куда? с чем?)

II. Актуализация опорных знаний

Учим(-ся) сравнивать на основе анализа (применение актуализированного знания в различных ситуациях: выскажите предположение, чем отличается слово от словосочетания. Сравните свое предположение с правилом на с. 67. Как определять главное слово в словосочетании?

III. Изучение нового материала

Учим(-ся) классифицировать (формирование нового знания на основе анализа и синтеза актуализированной информации):

Упражнение 132. Обозначьте смысловую связь между главным и зависимым словами словосочетания.

  • Познакомиться с местностью, приветствовать альпинистов, участвовали в восхождении, повернули вправо, поделиться впечатлениями.
  • Поучительная история, о весёлых небылицах, необыкновенные приключения, нелёгкую задачу.

Задания:

1) составим алгоритм по выявлению смысловой связи между главным и зависимым словом;

Алгоритм определения смысловой связи

Словосочетание

Главное слово

Имя существительное

Глагол

Наречие

Именное

Глагольное

Наречные

2) выполните упражнение 132 по образцу рассуждения:

Образец рассуждения:

  • Словосочетание:____________________________
  • Главное слово- _____________________________, Зависимое__________________________________,
  • Зависимое слово выражено___________________.
  • Смысловая связь -___________________________.

3) составим вопросы для выявления грамматической связи слов в словосочетании;
А) как связываются слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически)
Б) как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (с помощью вопроса от главного слова к зависимому)
В) какими средствами выражается грамматическая связь в словосочетании? (с помощью окончания, с помощью предлога и окончания, по смыслу).

4) Групповая работа.

1-я группа:

- Кто такие альпинисты? (Альпинист - это спортсмен, занимающийся альпинизмом. Альпинизм - вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор).

- Какими качествами должен обладать альпинист? (смелость, ответственность, внимательность, ловкость)

- Считаете ли вы, что занятие альпинизмом связано с риском? Каким?

- Что вы читали или слышали об альпинистах? Поделитесь впечатлениями.

- Выразите свое отношение к альпинистам, используя словосочетания из упражнения 132 (1), составьте текст «Покорение вершины»

2-я гр.:

Проведите словарную работу со словом небылица.

1)Дайте толкование слова по словарю Ожегова. (вымысел, лживое сообщение)

(Небылицы - это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора)

2) Подобрать антоним к слову небылица.

3) Кто является основателем этого творчества?

(На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она - небылица.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи - удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками»).

Пример:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

4) ответьте на вопрос: Зачем народ придумывал небылицы? Выразите свое отношение, используя словосочетания из упражнения 132 (2)

IV. Применение опорных знаний

Выполните упражнение 135. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Урок, на уроке, начало урока; не читал, читает книгу, интересная книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с другом, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.

Дополнительные задания:

  • Определите смысловую и грамматическую связь в словосочетаниях.
  • Расскажите о том, какой предмет в школе у вас самый любимый. Чем интересен он вам?
  • Составьте и озаглавьте текст на школьную тему.

V. Закрепление материала

Упражнение 141. Прочитайте текст К.Паустовского. Найдите предложение (предложения), в котором (которых) сформулирована основная мысль высказывания.

Выпишите пять словосочетаний «существительное + существительное)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Дополнительные задания:

  1. Комплексный анализ текста.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите тип речи.
  5. Выпишите из текста предложение (-я) с однородными членами.
  6. Выпишите из текста слова с орфограммой «О Ё после шипящих в корне слова».
  7. Определите лексическое значение слова гравий.
  8. С каким чувством автор пишет о русском языке? Какие слова особенно точно передают отношение к языку?
  9. Какое словосочетание привлекло ваше внимание, показалось особенно выразительным?
  10. Выразите свое отношение к русскому языку.

VI. Подведение итогов и домашнее задание

- Что мы изучали сегодня на уроке?

- Какие задания понравилось выполнять?

- Какие оказались трудными?

- Д/З: выучить параграф 26, упражнение 136

VII. Диагностические материалы

Словосочетание

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Что мы указываем при устном разборе словосочетания?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово
2) средства связи между главным и зависимым словом
3) чем выражено главное и зависимое слово
4) падеж главного слова

Задание #2

Вопрос: Что мы обозначаем при письменном разборе словосочетания?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово
2) вопрос от главного слова к зависимому
3) средство связи между главным словом и зависимым
4) чем выражено главное и зависимое слова

Задание #3

Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны при помощи окончания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) медленно идти
2) разные планеты
3) оглянуться назад
4) угостить яблоком

Задание #4

Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны при помощи окончания и предлога.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) прыгать от счастья
2) зеленая ограда
3) выучить наизусть
4) стоять возле дома

Задание #5

Вопрос: Выберите словосочетания, слова в которых связаны только при помощи смысла.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) подстриженный газон
2) прекратить развлечения
3) очень тихо
4) говорить вполголоса

Задание #6

Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.

изумительное зрелище

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - изумительное
2) вопрос - какое?
3) главное слово выражено именем существительным
4) главное и зависимое слово связаны при помощи окончания

Задание #7

Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.

плавала в озере

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - плавала
2) зависимое слово выражено существительным
3) главное слово выражено глаголом
4) главное и зависимое слово связаны только при помощи предлога

Задание #8

Вопрос: Посмотрите на словосочетание. Выберите характеристики, которые для него будут верными.

вернуться поздно

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) главное слово - поздно
2) главное слово выражено наречием
3) главное и зависимое слово связаны только по смыслу
4) ставим вопрос "когда?"