В настоящее время вопросы социализации детей в условиях детского сада стали более актуальными.
У многих детей отмечается нестабильность эмоционально-волевой сферы (неумение следовать нормам и правилам поведения), что может отрицательно сказаться на поведении и социализации ребенка в целом. Именно поэтому и возникает необходимость поиска новых условий и способов, позволяющих формировать у детей умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, раскрывать себя, то есть заложить основы социально сформировавшейся личности. В основе социализации лежит развитие саморегуляции поведения.
Возникает вопрос, как создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции протекало бы в максимально адекватных для дошкольного возраста условиях?
Сегодня мы представляем опыт формирования позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста с помощью реализации педагогической технологии «Клубный час».
Данная технология является авторской технологией Гришаевой Н.П. ст. научного сотрудника института социологии РАН.
Технология состоит в том, что дети могут в течение одного часа свободно перемещаться по детскому саду (там где на двери есть эмблема), «заходить в гости» в кабинеты педагогов, в группы, музыкальный и физкультурный залы, где им будут предложены увлекательные занятия и игры. Через час по звуковому сигналу ребята возвращаются в свои группы, где обсуждают осуществление детских планов.
Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
- помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Проанализировав жизненную ситуацию наших дошкольников, поняли что свободное общение детей занимает от 10 до 20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре. Такая ситуация не позволяет эффективно развивать социальные навыки.
Сначала технология отпугивала нас степенью свободы предлагаемой ребенку, были вопросы относительно безопасности детей во время проведения «Клубного часа», но все понимали важность социализации детей.
Было предложено внедрение педагогической технологии социализации дошкольников «Клубный час» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения. После изучения необходимого теоретического материала, обсудили типы клубного часа с которых можно начать внедрение технологии - «Деятельностный», «Свободный», «Тематический», «Квест».
Проведению «Клубного часа» предшествовала большая подготовительная работа, среди родителей и сотрудников детского сада. Родители на собрании заранее были предупреждены о том, что в детском саду будет проводиться данное мероприятие. Проинформировали их о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. В чем важность развития социальных навыков у ребенка.
Сначала практиковали способ "кружковой работы" (дети перемещались по зданию с воспитателем), понимали что дети опять под полным контролем воспитателя.
Разработали единый план реализации «Клубного часа» и стали действовать по правилам. Проводим «Клубный час» в пятницу с 9 до 10 часов. Педагоги и специалисты в это время организуют площадки на территории детского сада - в группах, в музыкальном и физкультурном залах, в методическом кабинете, в кабинете логопеда. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заниматься. В течение часа он может посетить несколько площадок, а может побывать только в одном месте - на своё усмотрение.
Сотрудники детского сада (пом. воспитателей, зам. по безопасности) занимают свои посты (лестничные клетки, коридоры) в день проведения «Клубного часа».
Начали мы клубный час с «Деятельностного» типа, когда в его основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, (одновременно детям предлагается 4-5 площадок, что позволяет каждому ребенку найти занятие по интересам и возможностям) например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой пришивают пуговицы, проводят опыты т. д. Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно, где главная задача в любом виде деятельности - предоставление ребенку условий для социального развития.
«Свободный» клубный час, когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам; детям ничего не предлагается. Проводится обязательно один раз в месяц, на развитие навыков саморегуляции поведения. Является диагностикой (мы наблюдаем может ли ребенок сам организовать свою деятельность).
«Квест» - провели в летний период на территории детского сада, дети командой по схеме искали клад (на стенде представлены фотографии).
До начала мероприятия детям предлагалось послушать правила поведения в детском саду, обсуждалось, какие есть группы, куда можно пойти, чем заняться. По истечении часа все ребята по сигналу колокольчика возвращаются в свои группы для проведения рефлексии и вместе с воспитателем обсуждают, какие площадки они сегодня посетили, что им понравилось, что их удивило, заинтересовало, порадовало, или чему новому они научились. Регулярное проведение рефлексии дисциплинирует детей не только во время самого мероприятия, но и в другие режимные моменты.
Во время этого мероприятия ощущается атмосфера одной большой и дружной семьи, есть возможность увидеть, как живут дети в других группах, пообщаться со сверстниками.
Заканчивается "Клубный час" рефлексией, на которой ребенок рассказывает, где был, что ему запомнилось, хочет и планирует пойти туда снова. Так у дошкольника формируется не только самостоятельность и ответственность за свои поступки, но и умение аргументировать свою точку зрения, планировать свою деятельность и удерживать в голове план.
Выбравшись из-под опеки взрослых, дети очень быстро приобрели умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Эта необычная технология предполагает самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Одним из главных условий также является его длительность, а именно 1 час.
На данном этапе выделяем следующие достижения:
- создан коллектив единомышленников (80% сотрудников включены в технологию);
- дети становятся отзывчивее друг к другу, снижаются конфликты среди детей;
- повысился интерес педагогов к инновационной работе;
- родители стали с пониманием относиться к нашей инновации, они увидели заинтересованность детей, желание посетить клубный час.
За период реализации практики дети они стали более активными и организованными, снизился уровень агрессивности, они узнали большинство детей сада. У многих детей повысилась самооценка, что помогает осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.
Особенно радует реакция родителей - они видят очевидную пользу для детского развития, говорят "отдельное спасибо за проведение "Клубного часа".
Детей нужно готовить к реальной жизни, формировать способность самим решать конфликт, не прибегая к помощи взрослого, воспитывать умение самоопределяться в своих желаниях, т.е. развивать социальные навыки.
Таким образом, дошкольная образовательная организация становиться единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности.
Главное - огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.