Материалы для информационного стенда педагога-психолога

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Идем в детский сад!

Ваш малыш впервые идет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. И, конечно же, задаетесь вопросом: как сделать процесс адаптации более мягким?

Многие мамы, приводя малышей в сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и, казалось бы, совсем не переживают их уход. Но следующие дни показывают, что не все так просто и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня. Встречаются также дети, которые действительно не плачут и радостно бегут в группу, как в первый, так и в последующие дни. Но таких детей очень мало. У остальных процесс адаптации проходит совсем непросто, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

  • четкий режим дня;
  • отсутствие родных рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.

Кому адаптироваться легче?

  • Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
  • Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
  • Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
  • Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родителям рекомендуется подводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду.
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния.

Контакты со сверстниками и воспитателем

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные дети могут стать напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

Осторожно: ТРЁХЛЕТКА!

Кризис трех лет

Признаки кризиса 3-х лет

Негативизм

  • Ребенок стремится противоречить, делать наоборот то, что ему говорят.

Упрямство

  • Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, трехлетний ребенок будет гнуть свою линию всеми силами.

Строптивость

  • Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

  • Ребенок принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка.

Обесценивание

  • Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, родители - злыми.

Протест-бунт

  • «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Л.С.Выготский)

Деспотизм

  • Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, что делать одним членам семьи, а что остальным.

Обратная сторона кризиса

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Для кризиса трех лет важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам».

За первые три года своей жизни ребенок осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания.

Развитие мышления дошкольников

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению задачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы; передвигают фигурки по фону и, соединяя их, получают неожиданные для самих себя сочетания. Решая задачу, младший дошкольник обычно предварительно не анализирует ее условий и прямолинейно идет к решению путем любого соединения фигур или частей предмета. Критическое отношение к получаемому результату при этом отсутствует.

У детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию.

У детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу.

Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в игре приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие:

Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.

Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли, образы и действия.

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование).

Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.

Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка

Мнемотехника

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений:

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Правила при работе с мнемотехникой

  1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.
  2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.
  3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
  4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
  5. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

Поощрение и наказание

Надо хвалить:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Нельзя хвалить за то, что:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

Нельзя наказывать и ругать когда:

  • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • когда вы сами раздражены.

7 правил наказания:

  1. наказание не должно вредить здоровью.
  2. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя).
  3. за ОДИН проступок - ОДНО наказание (нельзя припоминать старые проступки).
  4. лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. надо наказывать и вскоре прощать.
  6. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. ребёнок не должен бояться наказания.

Будущий первоклассник

  1. Правильно и отчетливо выговаривает все звуки и слова со сложным произношением.
  2. Не стесняется принимать участие в общем разговоре.
  3. Правильно формулирует полноценный ответ на вопрос и сам умеет грамотно их задавать.
  4. Находит в потоке речи те звуки, о которых его попросят.
  5. Называет свое имя, отчество и фамилию.
  6. Знает имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  7. Умеет рассказать о том, кем они работают.
  8. Знает название улицы, на которой живет, называет номер дома и квартиры.
  9. Знает номер домашнего телефона.
  10. Знает в какой стране и городе он живет.
  11. Различает времена года, помнит количество месяцев в году и их названия.
  12. Помнит, сколько дней в неделе и называет каждый из них.
  13. Различает явления, происходящие в природе.
  14. Умеет рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам.
  15. Умеет отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей.
  16. Знает названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет
  17. Знает все цифры (от 0 до 9).
  18. Считает до 10, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать, к примеру, цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  19. Называет в пределах 10 соседние с выбранной цифрой числа.
  20. Сравнивает числа в пределах десяти (больше, меньше).
  21. Знает названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат и треугольник.
  22. Умеет оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  23. Решает простейшие математические задачки на сложение и вычитание.
  24. Умеет выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (например, по цвету или форме).
  25. Различает согласные и гласные буквы.
  26. Понимает, чем отличается буква от звука.
  27. Умеет подобрать несколько слов на любую из букв.
  28. Определяет, где находится та или иная буква - стоит в начале, в центре или же в конце слова.
  29. Умеет разделять слово на отдельные слоги.
  30. Удерживает правильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования.
  31. Обводит картинки по контуру, не отрывая карандаш или ручку от бумаги.
  32. Рисует прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половинку рисунка.
  33. Аккуратно использует карандаши и краски при оформлении раскрасок. Не вылезает за контуры рисунка.