Тип урока: практико-ориентированный.
Цель: развитие способностей адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Задачи:
- Образовательные: проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного влияния на межличностные отношения, рассмотреть виды и структуру конфликтов, раскрыть способы урегулирования конфликтов, на основе кейс-технологий.
- Развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность студентов, логическое мышление, умение применять знания в новой ситуации.
- Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в команде.
Материалы и оборудование: персональный компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для групповой работы.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения: метод беседы, проблемно-поисковый метод, кейс-технологии, методы контроля и самоконтроля.
Межпредметные связи: педагогика, психология, психология общения.
Структура урока: (30 минут)
- Организационный момент - 30 сек.
- Мотивационный этап, постановка цели и задач урока - 1 мин. 30 сек.
- Актуализация имеющихся знаний, их обобщение и систематизация - 2 мин.
- Изучение нового материала - 13 мин.
- Работа в группах - 13 мин.
- Рефлексия и итог урока - 1 мин.
Технологическая карта урока
Здравствуйте, всем доброго утра! Я, рада приветствовать вас на нашем уроке, и желаю всем хорошего настроения. А тему урока мы узнаем, посмотрев видеосюжет. Внимание на экран. Смотрим мультфильм «Мост».
О чем же мы будем говорить сегодня? (О конфликтах)
Кто в мультфильме поступил правильно из животных? (Енот и заяц). Каким бы мы назвали общение енота и зайца? (Бесконфликтным). А общение медведя и лося? (Конфликтным?).
А теперь сформулируем тему урока: «Организация бесконфликтного общения».
Представители каких профессий, должны уметь общаться бесконфликтно? (Педагоги, продавцы, врачи).
Сегодня мы поговорим о профессии педагога.
Профессия педагога - это постоянное взаимодействие с людьми. Важно научиться общаться спокойно, бесконфликтно.
Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы? (Ответы студентов: как можно выйти из конфликта).
Цель урока: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «конфликт», видами, причинами конфликта и научимся их решать.
Эпиграф
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» И.Кант
Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации.
«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» Ч.Диксон
Что же такое - конфликт?
В переводе с латинского языка «conflictus» означает столкновение.
В словаре С.И.Ожегова, слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, мнений.
Конфликты - это норма жизни.
Предлагаю вам игру «Ассоциации». Все участники по очереди называют слова синонимы к слову «конфликт». Например, конфликт - это стресс. Конфликт - это ссора, драка, крики. Молодцы!
Теперь, мы с вами поиграем в игру: «Конфликты - хорошо - плохо»? Ответить на этот вопрос предлагаю в группах. Две группы запишут на листе только отрицательные стороны конфликта, конфликт - это плохо, и 3 другие группы - конфликт - это хорошо.Время выполнения 2 минуты. Затем будем по цепочке, называть по одному аргументу от каждой группы, утверждающих, что конфликт - это плохо, а затем конфликт - это хорошо. Группы должны будут внимательно слушать друг друга и не повторяться, отвечать громко.
Конфликт - это плохо.
- Настроение испорчено.
- Отрицательные эмоции.
- Умышленное разрушительное поведение.
- Стресс, эмоциональное напряжение.
- Ухудшение здоровья, болезнь.
- Высокое давление.
- Снижение работоспособности.
- Разъединение, изоляция.
- Низкая самооценка.
А теперь другие представители групп назовут положительные стороны конфликта.
Конфликт - это хорошо.
- Помогает увидеть проблемы.
- Разные точки зрения.
- Стимулирует активность людей.
- Способствует появлению нового лидера.
- Получению социального опыта.
- Разрядка напряжённости, выход эмоциям.
- Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
- Радость общения.
- В спорах рождается истина.
Таким образом,мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. И как гласит известная пословица «Нет худа, без добра».
А теперь рассмотрим виды конфликтов.
Виды конфликтов.
- Если сталкиваются разные мотивы внутри одного человека, то как мы назовем такой конфликт (внутриличностный)
- Если в конфликте участвуют двое, то это (межличностный конфликт)
- А если в конфликте все настраиваются против одного, как можно его можно назвать? (конфликт «личность - группа»)
- И если участниками конфликта являются группы, то это (межгрупповой конфликт)
Сегодня мы поговорим о конфликтных ситуациях, которые могут произойти в профессиональной деятельности педагога и способах их урегулирования.
Несколько слов о причинах, почему же возникают конфликты?
Причины конфликтов - это явления, события, ситуации, которые его вызывают.
Костер конфликта горит потому, что люди подбрасывают в него «дрова» - отдают ему время, силы, здоровье, а иногда и жизнь.
Прекратить конфликт просто: нужно перестать им заниматься.
Конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания называются педагогическими.
Конечно, существуют объективные причины конфликтов:
- это противоречия между системой воспитания и образования в обществе,
- между педагогическим коллективом и семьей;
- между традициями и новациями.
Также есть и субъективные причины, зависящие от личности:
- авторитарность личности педагога;
- неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности;
- различные иллюзии, которые есть у всех, например, «двойные стандарты», (когда кто-то разносит слух - это сплетня; а когда это делаем мы сами - это сообщение интересных новостей друзьям). Иллюзия «самооправдания» - «Мы хорошие, они - плохие».
- противоречия между интересами, взглядами.
- борьба за лидерство.
- ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, неумение сопереживать чувствам собеседника, реагировать на критику).
Как же можно урегулировать конфликт?
Выделяют 5 способов или стратегий поведения в конфликте, давайте их рассмотрим.
1. Соперничество (противоборство) - стремление добиться своего в ущерб другому. «Педагог всегда прав».
Данная стратегия эффективна при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности, и когда исход дела очень важен для вас, когда на вас нападают. В других случаях - это разрушительное поведение.
2. Уход (уклонение) - отсутствие внимания к своим интересам и интересам партнера. «Моя хата с краю».
Мы уходим от конфликта, когда его исход не особенно важен, или когда нужно выиграть время.
3. Приспособление (уступка) - жертвование своими интересами в пользу другого. «Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты».
Когда предмет спора более важен для другого человека. Желание сохранить мир. Характерна для неконфликтных людей.
4. Компромисс - взаимные уступки «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Когда времени мало, а другие стили неэффективны, 50% - 50%.
5. Сотрудничество - стремление удовлетворить и свои интересы, и интересы соперника. «Всем сестрам по серьгам».
Самые конструктивные пути решения конфликта - это компромисс и сотрудничество.
А теперь проверим, насколько вы были внимательны во время сообщения материала, определите, где изображена стратегии соперничества?
Рассмотрим эти стратегии на примере одной педагогической ситуации.
Педагог пришел на последний урок, и увидел, что весь класс отсутствует. Ребята сбежали. Как поступить?
К какому виду относится данный конфликт ? (Конфликт «Личность-группа»)
- Если педагог срочно пойдет к директору, чтобы продумать и согласовать меры наказания за срыв урока, то это будет стратегия? (верно - соперничество)
- Если учитель не обратит на это внимания, спокойно сядет за компьютер и будет заниматься своими делами, не взирая на отсутствие детей, то это (уход, или избегание)
- Если учитель сильно расстроится, и будет звонить ученикам. (Приспособление)
- Если учитель выяснит причины случившегосяу учеников, почему они не пришли на его, урок, и узнав, что они все пошли в кино, предложит им отработать пару после уроков, а в субботу, или на классном часу вместе с ними самому сходить на интересный фильм. (Сотрудничество)
- Сделать вид, что ничего не произошло, но на следующий день дать «убойную» контрольную в этом классе. (Компромисс)
Как вы думаете какие из предложенных решений были наиболее эффективны в решении конфликтов?
А теперь попробуем самостоятельно решить различные ситуации, которые могут встретиться в профессиональной деятельности педагога.
Групповая работа
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вы заранее разделились на пять групп. Представители каждой группы выбирают свое задание.
В течение 2-х минут Вы изучаете разные, предложенные вам жизненные ситуации, анализируете их, отвечаете на вопрос задания. После выполнения работы, каждая группа представляет свой аргументированный ответ на поставленный вопрос. На изложение ответа отводится 1 минута.
Кейс №1
В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?
Решение.
- (Выяснить (не на уроке) причину опозданий - а вдруг она уважительная?
- Какой бы ни была причина, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных последствиях (сотрудничество).
- Запереть дверь на ключ и не пускать ученика (соперничество).
- Предложить помощь ребенку, позвонить ему домой в 6 утра, встретить в установленном месте (приспособление).
- Не обращать внимание на пропуски (уход от конфликта).
- Договориться, что за каждое опоздание на урок придется оставаться после урока, и помогать педагогу с подготовкой дидактического материала (компромисс).
Кейс № 2
Шпаргалки: какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?
Кейс № 3
Родители обратились к педагогу с просьбой о помощи: ребенок не хочет идти в школу: каждое утро слезы, школа не нравится, одноклассники тоже.
Кейс № 4
Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к педагогу и говорит, что Олег ее стукнул. Как решить конфликт педагогу?
Кейс № 5
Когда дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество.
Вы - воспитатель, ваши действия?
Для того чтобы мы эффективно трудились и спокойно жили, нам нужны правила, нормы и соответствующие законы. И если эти правила не нарушать, то конфликтов можно избегать или решать конструктивно. Как существуют правила дорожного движения, так можно сформулировать и правила общения и управления конфликтом.
Правила управления конфликтом
- Слушайте и не прерывайте собеседника.
- Сохраняйте спокойствие.
- Не употребляйте конфликтогены: критику, упреки, обвинения.
- Нападайте на проблему, а не на личность.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнитесь ему.
- Используйте юмор, шутку.
- Соглашайтесь с доводами партнера, не оправдываясь, не споря, чтобы погасить конфликт.
- Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
- Идите на компромисс, ищите взаимные уступки.
- В конфликте виноваты обе стороны, поэтому, чтобы его решить, не следует занимать чью-то одну.
А теперь я попрошу оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Прочтите и поднимите руку те, кто выбрал 1 ответ, а теперь те, кто выбрал 2…
- Узнал больше, чем знал
- Полностью понял материал
- Не понял, требуется консультация
- Не все понял, но сумею разобраться
- Могу проконсультировать по трудным вопросам
Дорогие студенты, вы были сегодня активные, инициативные, творческие. Хочется пожелать вам, чтобы вы, и окружающие вас люди, были всегда готовы к сотрудничеству!
Истина рождается в споре. Каждому из нас придется быть когда-нибудь педагогом для своих детей. И мы должны научиться бесконфликтному общению в семье, на работе, в обществе, ведь это требование времени, что и подтверждается проходящими региональными педагогическими форумами, конкурсами профессионального мастерства.
Благодарю вас за внимание.
Список литературы
- Мириманова М.С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / М.С.Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 256 с.
- Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студ.учрежденийвысш. образования[Текст]/ М.С.Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - (Бакалавриат).
- Конфликтология: учебник[Текст] Под ред. А.С.Кармина, Изд 2-е, испр. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 448 с..
- Литвак, М.Е. Психологическое айкидо [Текст] / М.И.Литвак. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.- 218 с.
- Панфилова, А.П.Психология общения общения [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия»,2013. - 368 с
- Корнелиус Х. Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты [Текст]/ Перевод П.Е.Патрушева. - М.: АО «Стрингер», 1992 г. - 116 с.
- Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. Социально-психологический тренинг [Электронный ресурс]// Школьный психолог, №5 (17). - М.: Чистые пруды, 2007.