Организация бесконфликтного общения

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Тип урока: практико-ориентированный.

Цель: развитие способностей адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

  • Образовательные: проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного влияния на межличностные отношения, рассмотреть виды и структуру конфликтов, раскрыть способы урегулирования конфликтов, на основе кейс-технологий.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность студентов, логическое мышление, умение применять знания в новой ситуации.
  • Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в команде.

Материалы и оборудование: персональный компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями для групповой работы.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: метод беседы, проблемно-поисковый метод, кейс-технологии, методы контроля и самоконтроля.

Межпредметные связи: педагогика, психология, психология общения.

Структура урока: (30 минут)

  1. Организационный момент - 30 сек.
  2. Мотивационный этап, постановка цели и задач урока - 1 мин. 30 сек.
  3. Актуализация имеющихся знаний, их обобщение и систематизация - 2 мин.
  4. Изучение нового материала - 13 мин.
  5. Работа в группах - 13 мин.
  6. Рефлексия и итог урока - 1 мин.

Технологическая карта урока

Здравствуйте, всем доброго утра! Я, рада приветствовать вас на нашем уроке, и желаю всем хорошего настроения. А тему урока мы узнаем, посмотрев видеосюжет. Внимание на экран. Смотрим мультфильм «Мост».

О чем же мы будем говорить сегодня? (О конфликтах)

Кто в мультфильме поступил правильно из животных? (Енот и заяц). Каким бы мы назвали общение енота и зайца? (Бесконфликтным). А общение медведя и лося? (Конфликтным?).

А теперь сформулируем тему урока: «Организация бесконфликтного общения».

Представители каких профессий, должны уметь общаться бесконфликтно? (Педагоги, продавцы, врачи).

Сегодня мы поговорим о профессии педагога.

Профессия педагога - это постоянное взаимодействие с людьми. Важно научиться общаться спокойно, бесконфликтно.

Что бы вы хотели узнать в рамках данной темы? (Ответы студентов: как можно выйти из конфликта).

Цель урока: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «конфликт», видами, причинами конфликта и научимся их решать.

Эпиграф

«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять» И.Кант

Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликтные ситуации.

«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» Ч.Диксон

Что же такое - конфликт?

В переводе с латинского языка «conflictus» означает столкновение.

В словаре С.И.Ожегова, слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов, мнений.

Конфликты - это норма жизни.

Предлагаю вам игру «Ассоциации». Все участники по очереди называют слова синонимы к слову «конфликт». Например, конфликт - это стресс. Конфликт - это ссора, драка, крики. Молодцы!

Теперь, мы с вами поиграем в игру: «Конфликты - хорошо - плохо»? Ответить на этот вопрос предлагаю в группах. Две группы запишут на листе только отрицательные стороны конфликта, конфликт - это плохо, и 3 другие группы - конфликт - это хорошо.Время выполнения 2 минуты. Затем будем по цепочке, называть по одному аргументу от каждой группы, утверждающих, что конфликт - это плохо, а затем конфликт - это хорошо. Группы должны будут внимательно слушать друг друга и не повторяться, отвечать громко.

Конфликт - это плохо.

  • Настроение испорчено.
  • Отрицательные эмоции.
  • Умышленное разрушительное поведение.
  • Стресс, эмоциональное напряжение.
  • Ухудшение здоровья, болезнь.
  • Высокое давление.
  • Снижение работоспособности.
  • Разъединение, изоляция.
  • Низкая самооценка.

А теперь другие представители групп назовут положительные стороны конфликта.

Конфликт - это хорошо.

  • Помогает увидеть проблемы.
  • Разные точки зрения.
  • Стимулирует активность людей.
  • Способствует появлению нового лидера.
  • Получению социального опыта.
  • Разрядка напряжённости, выход эмоциям.
  • Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
  • Радость общения.
  • В спорах рождается истина.

Таким образом,мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. И как гласит известная пословица «Нет худа, без добра».

А теперь рассмотрим виды конфликтов.

Виды конфликтов.

  1. Если сталкиваются разные мотивы внутри одного человека, то как мы назовем такой конфликт (внутриличностный)
  2. Если в конфликте участвуют двое, то это (межличностный конфликт)
  3. А если в конфликте все настраиваются против одного, как можно его можно назвать? (конфликт «личность - группа»)
  4. И если участниками конфликта являются группы, то это (межгрупповой конфликт)

Сегодня мы поговорим о конфликтных ситуациях, которые могут произойти в профессиональной деятельности педагога и способах их урегулирования.

Несколько слов о причинах, почему же возникают конфликты?

Причины конфликтов - это явления, события, ситуации, которые его вызывают.

Костер конфликта горит потому, что люди подбрасывают в него «дрова» - отдают ему время, силы, здоровье, а иногда и жизнь.

Прекратить конфликт просто: нужно перестать им заниматься.

Конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания называются педагогическими.

Конечно, существуют объективные причины конфликтов:

  • это противоречия между системой воспитания и образования в обществе,
  • между педагогическим коллективом и семьей;
  • между традициями и новациями.

Также есть и субъективные причины, зависящие от личности:

  • авторитарность личности педагога;
  • неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности;
  • различные иллюзии, которые есть у всех, например, «двойные стандарты», (когда кто-то разносит слух - это сплетня; а когда это делаем мы сами - это сообщение интересных новостей друзьям). Иллюзия «самооправдания» - «Мы хорошие, они - плохие».
  • противоречия между интересами, взглядами.
  • борьба за лидерство.
  • ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, неумение сопереживать чувствам собеседника, реагировать на критику).

Как же можно урегулировать конфликт?

Выделяют 5 способов или стратегий поведения в конфликте, давайте их рассмотрим.

1. Соперничество (противоборство) - стремление добиться своего в ущерб другому. «Педагог всегда прав».

Данная стратегия эффективна при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности, и когда исход дела очень важен для вас, когда на вас нападают. В других случаях - это разрушительное поведение.

2. Уход (уклонение) - отсутствие внимания к своим интересам и интересам партнера. «Моя хата с краю».

Мы уходим от конфликта, когда его исход не особенно важен, или когда нужно выиграть время.

3. Приспособление (уступка) - жертвование своими интересами в пользу другого. «Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты».

Когда предмет спора более важен для другого человека. Желание сохранить мир. Характерна для неконфликтных людей.

4. Компромисс - взаимные уступки «Лучше синица в руке, чем журавль в небе». Когда времени мало, а другие стили неэффективны, 50% - 50%.

5. Сотрудничество - стремление удовлетворить и свои интересы, и интересы соперника. «Всем сестрам по серьгам».

Самые конструктивные пути решения конфликта - это компромисс и сотрудничество.

А теперь проверим, насколько вы были внимательны во время сообщения материала, определите, где изображена стратегии соперничества?

Рассмотрим эти стратегии на примере одной педагогической ситуации.

Педагог пришел на последний урок, и увидел, что весь класс отсутствует. Ребята сбежали. Как поступить?

К какому виду относится данный конфликт ? (Конфликт «Личность-группа»)

  • Если педагог срочно пойдет к директору, чтобы продумать и согласовать меры наказания за срыв урока, то это будет стратегия? (верно - соперничество)
  • Если учитель не обратит на это внимания, спокойно сядет за компьютер и будет заниматься своими делами, не взирая на отсутствие детей, то это (уход, или избегание)
  • Если учитель сильно расстроится, и будет звонить ученикам. (Приспособление)
  • Если учитель выяснит причины случившегосяу учеников, почему они не пришли на его, урок, и узнав, что они все пошли в кино, предложит им отработать пару после уроков, а в субботу, или на классном часу вместе с ними самому сходить на интересный фильм. (Сотрудничество)
  • Сделать вид, что ничего не произошло, но на следующий день дать «убойную» контрольную в этом классе. (Компромисс)

Как вы думаете какие из предложенных решений были наиболее эффективны в решении конфликтов?

А теперь попробуем самостоятельно решить различные ситуации, которые могут встретиться в профессиональной деятельности педагога.

Групповая работа

А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вы заранее разделились на пять групп. Представители каждой группы выбирают свое задание.

В течение 2-х минут Вы изучаете разные, предложенные вам жизненные ситуации, анализируете их, отвечаете на вопрос задания. После выполнения работы, каждая группа представляет свой аргументированный ответ на поставленный вопрос. На изложение ответа отводится 1 минута.

Кейс №1

В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

Решение.

  • (Выяснить (не на уроке) причину опозданий - а вдруг она уважительная?
  • Какой бы ни была причина, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных последствиях (сотрудничество).
  • Запереть дверь на ключ и не пускать ученика (соперничество).
  • Предложить помощь ребенку, позвонить ему домой в 6 утра, встретить в установленном месте (приспособление).
  • Не обращать внимание на пропуски (уход от конфликта).
  • Договориться, что за каждое опоздание на урок придется оставаться после урока, и помогать педагогу с подготовкой дидактического материала (компромисс).

Кейс № 2

Шпаргалки: какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?

Кейс № 3

Родители обратились к педагогу с просьбой о помощи: ребенок не хочет идти в школу: каждое утро слезы, школа не нравится, одноклассники тоже.

Кейс № 4

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к педагогу и говорит, что Олег ее стукнул. Как решить конфликт педагогу?

Кейс № 5

Когда дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество.

Вы - воспитатель, ваши действия?

Для того чтобы мы эффективно трудились и спокойно жили, нам нужны правила, нормы и соответствующие законы. И если эти правила не нарушать, то конфликтов можно избегать или решать конструктивно. Как существуют правила дорожного движения, так можно сформулировать и правила общения и управления конфликтом.

Правила управления конфликтом

  1. Слушайте и не прерывайте собеседника.
  2. Сохраняйте спокойствие.
  3. Не употребляйте конфликтогены: критику, упреки, обвинения.
  4. Нападайте на проблему, а не на личность.
  5. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнитесь ему.
  6. Используйте юмор, шутку.
  7. Соглашайтесь с доводами партнера, не оправдываясь, не споря, чтобы погасить конфликт.
  8. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
  9. Идите на компромисс, ищите взаимные уступки.
  10. В конфликте виноваты обе стороны, поэтому, чтобы его решить, не следует занимать чью-то одну.

А теперь я попрошу оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Прочтите и поднимите руку те, кто выбрал 1 ответ, а теперь те, кто выбрал 2…

  • Узнал больше, чем знал
  • Полностью понял материал
  • Не понял, требуется консультация
  • Не все понял, но сумею разобраться
  • Могу проконсультировать по трудным вопросам

Дорогие студенты, вы были сегодня активные, инициативные, творческие. Хочется пожелать вам, чтобы вы, и окружающие вас люди, были всегда готовы к сотрудничеству!

Истина рождается в споре. Каждому из нас придется быть когда-нибудь педагогом для своих детей. И мы должны научиться бесконфликтному общению в семье, на работе, в обществе, ведь это требование времени, что и подтверждается проходящими региональными педагогическими форумами, конкурсами профессионального мастерства.

Благодарю вас за внимание.

Список литературы

  1. Мириманова М.С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования / М.С.Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 256 с.
  2. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студ.учрежденийвысш. образования[Текст]/ М.С.Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - (Бакалавриат).
  3. Конфликтология: учебник[Текст] Под ред. А.С.Кармина, Изд 2-е, испр. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 448 с..
  4. Литвак, М.Е. Психологическое айкидо [Текст] / М.И.Литвак. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007.- 218 с.
  5. Панфилова, А.П.Психология общения общения [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия»,2013. - 368 с
  6. Корнелиус Х. Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты [Текст]/ Перевод П.Е.Патрушева. - М.: АО «Стрингер», 1992 г. - 116 с.
  7. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления. Социально-психологический тренинг [Электронный ресурс]// Школьный психолог, №5 (17). - М.: Чистые пруды, 2007.