Сведений науки не следует сообщать учащемуся,
но его надо привести к тому, чтобы он сам
их находил, самодеятельно ими овладевал.
Такой метод наилучший, но самый трудный,
самый редкий. Трудностью объясняется редкость
его применения. Повторение слов учителя,
зачитывание текста, диктовка в сравнении
с ним - детская забава.
А.Дистерверг
Основная идея технологии «Математический театр» - вовлечь детей в математическую деятельность, создать непрерывную систему выращивания интеллектуальных способностей и качественный контент, согласованный с содержанием уроков математики и содержанием заданий олимпиад разного уровня, наполнить процесс их олимпиадной подготовки эмоциями и радостью побед.
Распространено мнение, что олимпиадной подготовкой имеет смысл заниматься лишь с одаренными детьми. Но в начальной школе мы еще не можем определить, кто из детей талантливый математик, а кто - нет. История знает немало случаев, когда в школе дети не проявляли особых способностей и даже считались «ограниченными». А впоследствии становились выдающимися учёными, художниками, изобретателями. Любой ребёнок талантлив по-своему, вопрос только в том, смогли ли взрослые взрастить его талант.
Почему для решения этих задач выбрана форма театрализации?
Посещение театра - это событие, связанное с игрой и перевоплощением, как артистов, так и зрителей. Проживая опыт персонажей спектакля, человек вспоминает события своей жизни и размышляет о них, вырабатывает личностное отношение к поступкам героев и своим собственным, обращается к жизненным ценностям, что оказывает сильное эмоциональное воздействие и надолго запоминается.
Театр имеет прямое отношение к школе, ведь переступая её порог, ученик из «сына» или «дочки» перевоплощается в «ученика». В коммуникации со своими сверстниками и взрослыми дети играют роли «автора», «понимающего», «критика», «организатора» и т.д.
Технология «Математический театр» - это новая деятельностная технология, в ходе которой они осваивают:
- стратегии и способы решения задач по математике через ролевую игру и перевоплощение;
- умение работать в команде и результативно преодолевать трудности.
Данная технология основана на том же методе рефлексивной самоорганизации (РСО), на котором строятся все уроки математики в системе «Учусь учиться». За счет этого создается единое пространство уроков и внеурочных занятий, в котором эффективно развивается мышление детей, их эмоциональный интеллект, а также ценные для учёбы и жизни умения 21 века. (Эта технология была апробирована в 2018-20 гг. на базе Института СДП с положительными результатами.)
Каждое отдельное занятие - это постановка нового спектакля, у которого есть своё название (тема занятия), свои сценаристы (учитель и авторский коллектив проекта), сценарий (задачи, которые предстоит решить), режиссёр (учитель). А ученики выступают во всех ролях, в ходе которых они представляют построенные им способы решения задач. «Математический театр» - это своеобразный форум, элементами которого являются мини-спектакли детей.
Этапы технологии
1 этап. «Математическое фойе»
На этом этапе идет подготовительная работа. Занятие начинается с мотивации к учебной деятельности (на основе механизма «надо» - «хочу» - «могу»). Чтобы заинтересовать учеников, учитель в течение1-3 минут погружает их в тему занятия с помощью некоторой жизненной ситуации, которая побуждает их повторить материал, изученный ранее. Определяется тема занятия.
Затем учащиеся знакомятся с новыми приёмами решения олимпиадных задач. Учитель предлагает ключевую задачу. Это задача нового типа, с которой дети ранее не сталкивались. В ходе обсуждения под руководством учителя они обобщают свои действия и выводят «советы».
В завершении на основе ключевой задачи дети формулируют цель занятия.
2 этап «Творческая мастерская»
В математическом театре дети учатся перевоплощаться в персонажей, которые помогают им осваивать содержание и методы олимпиадной математики. На этом этапе вводятся роли коммуникации. Ведь умение работать в команде, кратко и чётко излагать свои мысли, адекватно понимать высказывания других, способность к согласованию позиций - необходимы сегодня в любом деле. Вводятся 8 основных ролей, которые образно описывают мыслительные действия, выполняемые при решении интеллектуальных задач.
Так, при решении любой задачи ученик должен внимательно почитать и понять условие, выделить элементы, вопросы и внетекстовую информацию, построить образ задачи в целом - т.е. сделать её фотографию. Образ «фотографа» ассоциируется у детей со знакомыми жизненными ситуациями и тем самым помогает выполнить соответствующие мыслительные действия.
Аналогично, роль «разведчика», учит детей устанавливать свойства элементов задачи и связи между ними, роль «переводчика» - делать перевод условия задачи в математический язык (строить математическую модель, схему, таблицу), роль «навигатора» - строить план решения задачи, роль «мастера» - выполнять построенный план и фиксировать полученный результат, роль «эксперта» - проверять его правильность, роль «оформителя» - аккуратно и понятно для других представлять результат, роль «магистра» - проводить рефлексию решения, фиксировать достижения и то, что можно улучшить.
Дети распределяются в группы. Учитель предлагает каждой группе задание (можно дублировать). В течение 4-5 минут группы пытаются самостоятельно выполнить полученное задание, распределяясь по ролям. При этом дети могут пользоваться подсказками, которые записаны на карточках и помощью учителя. Решение дети фиксируют на черновиках и готовят его представление.
3 этап «Сцена»
Каждая группа(актёры) представляет свой мини-спектакль (вариант решения) перед всеми участниками («зрителями»). На сцену может выйти 1 ученик группы («моноспектакль») или несколько (спектакль разыгрывается по «ролям»)
Задача актёра (или актёров) - донести до зрителей суть условия и решения своей задачи. Возможно, что он расскажет, какие вопросы себе ставил.
Задача зрителей - просмотреть спектакль, не перебивая актёра, вникнуть и понять предлагаемый способ решения.
4 этап. «Антракт»
Учитель подводит итог всех выступлений, отмечает успехи детей и просит их проговорить вслух в группах приёмы решения, которые они открыли и научились применять.
5 этап. «Выход на бис»
Все дети получают возможность «выступить на бис» - выбрать себе для тренинга 1-2 тренировочных задания, аналогичных тем, которые им понравились, а затем проверить себя по подробному образцу.
6 этап. «Зеркало»
Это этап рефлексии деятельности на занятии. Учитель побуждает детей провести самоанализ своей работы, записать в рамке свои выводы по занятию и советы самому себе на будущее, определить своё отношение к задачам с помощью согласованных значков («царская», «лёгкая» и т.д.), отметить в зеркале своё настроение с помощью смайлика.
«За кулисами»
Для детей, которые работают быстрее и, решив все задания на занятии, хотят потренироваться дома, предлагаются дополнительные задания, как правило, более высокого уровня сложности.
Итак, при работе в технологии «Математический театр» дети учатся работать в команде, преодолевать трудности, осваивают шаг за шагом вводимые роли, которые помогают им грамотно работать с текстами и выполнять мыслительные действия по решению нестандартных задач.
При организации индивидуальной работы с детьми может использоваться как традиционный метод, так и технология «Математический театр». В этом случае взрослый играет роли режиссёра, члена группы по поиску решения задач (актёрской труппы) и роль зрителя.
В завершение отметим, что независимо от выбранного метода обучения главная задача взрослого - создать атмосферу доброжелательности, уважения и доверия, замечать и радоваться даже самым малым достижениям ребёнка, научить не бояться ошибок и трудностей, верить в себя и добиваться успеха.
«Успех в учении - это единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для желания учиться и преодоления трудностей» (В.А.Сухомлинский)