Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма организации работы: коллективная, индивидуально-групповая (3 группы по 5 человек).

Цели урока:

  • формирование умений различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно произносить их в словах; обобщение знаний об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных;
  • развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, творческие способности, логику;
  • воспитывать в детях чувство сотрудничества и взаимопомощи, самостоятельности, уверенности в своих силах.

Методы: частично-поисковый, проблемный, творческий, практический, метод сотрудничества.

Время проведения: 1-й урок в разделе (8 ч.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1) Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Возьмёмся за руки, друзья. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Мысленно представим перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой - с добрыми пожеланиями отдайте соседу, а третий - нашим гостям. Загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра.
Берутся за руки, делают движение руками, загадывают желание.
2) Прежде чем начать урок, нам необходимо разбудить наши пальчики, глазки и голову. Как обычно мы это делаем? Массаж.

3) Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Как обычно, начнём урок с минутки чистописания. Будем писать заглавную букву М и строчную букву м. Почему мы написали эти буквы, узнаем в конце урока.

Минутка чистописания

II. Основная часть. Сообщение темы урока

1) Я хочу познакомить вас с двумя добрыми волшебниками Страны слов - Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена.
Тим
Том
Одинаковые или разные звуки в этих именах?
Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья, совсем не похожи друг на друга.

Называют 1-й звук в имени Том - [Т], первый звук в имени Тим - [Т']
Давайте вместе произнесём: [ т] и [т']. Какой звук мягче?
[т'] - мягче, и сам Тим такой же мягкий, как 1-й звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест тефтели, но никогда не пьёт молоко. С удовольствием ест мёд, рисует только кистью, одевает только пиджак.
А Том, наоборот, очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит очень шоколад, пьёт томатный сок, носит пальто, рисует только карандашом.
Произносят звуки: [т] и [т'].
Так как же называются согласные, которые любит Том? Твёрдые

Как называются согласные, которые любит Тим?

Мягкие

Мотивация учебной деятельности 1) Так чем же будем заниматься на уроке? Учиться различать твёрдые и мягкие согласные, чтобы правильно произносить слова, правильно понимать значение, смысл слов.
2) Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух.
а) А теперь наши волшебники нам предлагают игру «Беговые дорожки».
Играют в игру. Берут карточки с словами, читают, называют 1-й звук и прикрепляют на дорожку.

А теперь давайте подведём итоги. Какой «спортсмен» победил?

Подводят итоги.

б) Игра «Твёрдый-мягкий» Тим и Том любят играть вместе - составлять слова. Вчера они хорошо поиграли. А сегодня не могут разобраться, какие вещи и игрушки Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок и постараемся помирить волшебников. Угадывают по картинкам, кому из волшебников принадлежит эта вещь.

Чтобы узнать, что это за вещи, прочитаем стихотворение:

Тим и Том вчера играли
Разбросали всё кругом:
Книги, ручки, покрывало-
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место всё сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придётся вспомнить:
Первый звук, - «Какой же ты?»

Читают стихотворение.
А теперь проверим, правильно ли вы распределили по конвертам.
Итак, те предметы, 1-й звук в названии которых- твердый, отдадим Тому, те, в которых мягкий - Тиму.
Работа по группам. Разлаживают по конвертам картинки.
3). Теперь смотрим на доску. Читаем слоги парами: на - ня, во - вё, ру - рю, тэ - те, мы -ми

1 ученик с каждого ряда называет.

Как произносится согласный звук в 1-м столбике? - твёрдо или мягко?
Какие это согласные? Как произносится согласный звук во 2-м столбике?
Какие это согласные? Значит, перед какими согласными стоит твёрдый согласный? (а, о, у, э, ы)
Перед какими мягкий? (я, е, ё, ю, и)
Запишите гласные в две строки.

Чтение слогов парами

Ответы на вопросы

Делают вывод

Работа в тетради

4) Физминутка

А сейчас наши добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

Выполняют движения по тексту

5). Ребята, чтобы мы могли продолжить помогать волшебникам, нам нужно в словах найти буквы для наших героев.

6) Ребята, вы много сделали для наших героев, а теперь немного отдохнём.
Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение» (с мячом).

Работа по карточкам.
Синим кружочком обводят твёрдые согласные, зелёным - мягкие. Проверка после выполнения задания
Говорит слоги с мягким согласным
(ва - вя, ту - тю, ры - ри, ме - мэ, лё - ло и т.д.)
Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Тим и Том обещали мне, что как только вы им что - нибудь расскажете, они сразу же окончательно помирятся. Попробуем, ребята, помирить их.
Говорят с твёрдым согласным и наоборот

Ребята, в начале урока мы написали буквы Л, М. Вот с этих букв начинается имя и фамилия великого человека, Михаила Ломоносова. Так кто же такой Михаил Ломоносов? Об этом нам расскажет Эржэна.

1 ученица читает подготовленное сообщение
Записывают и подчеркивают в его имени и фамилии мягкие и твёрдые согласные.

III. Итог урока

Наши волшебники помирились, они благодарят вас за помощь.

Какое у вас настроение?

Поднимают красные карточки те, кто может о себе сказать «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные». А кто всё ещё затрудняется, поднимают синие карточки.