Морской каботаж России

Разделы: География

Ключевые слова: Морской транспорт России


Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны - один из ведущих. Главный недостаток - зависимость от природных и навигационных условий.

После распада СССР за пределами России, остались важные и крупные морские порты, что отразилось на производственной мощности портов, оставшиеся порты не обеспечивают полностью как экспортно-импортные операции страны, так и каботажные.

КАБОТАЖ (coasting trade) - морская перевозка грузов и пассажиров между портами одной страны. Каботажные перевозки - способ транспортировки коммерческих грузов водным путем в пределах одной страны. Производится такая доставка с помощью специализированных судов, входящих в каботажный флот. Как правило, это корабли, осуществляющие движение в ограниченном морском районе на условиях небольшого удаления от береговой линии.

Перевозки грузов с помощью каботажа, максимально выгодны на территории России из-за значительной протяженности морских границ и наличия внутренних морей.

В зависимости от пути следования груза каботажные перевозки подразделяются на два вида:

  • Малый каботаж - транспортировки товаров между портами в пределах одного моря,
  • Большой каботаж - доставка грузов между портами различных морей.

Так со времен Советского Союза водные пути, которыми обладает Россия, принято рассматривать как одно море в следующих случаях:

  • При осуществлении доставку между портами Черного и Азовского морей,
  • При движении каботажного судна в пределах Белого моря и Северного Ледовитого океана,
  • При доставке товара между портами Японского, Охотского и Берингова морей.

Каботажные перевозки грузов существуют с незапамятных времен. Ведь вода была и остается одним из самых доступных способов транспортировки грузов любых габаритов в странах, береговая линия которых также обширна, как у России.

И основными преимуществами каботажа в нашей стране являются:

  • Невысокая себестоимость - доставлять товар водным путем намного дешевле, нежели обращаться к услугам наземного или авиатранспорта в нашей стране.
  • Доступность морского пути - в сравнении с автодорогами России качество морского пути существенно выше, что обеспечивает надежность и простоту доставки грузов морем,
  • Универсальность каботажа состоит в возможности транспортировки грузов любого качества в сухих контейнерах морем. Это могут быть продукты питания, текстиль, химические составы и даже автотехника. Более того, грузоподъемность морских судов позволяет перевозить сверхтяжелые грузы.

Удобство погрузки и выгрузки заключается в наличии специального оборудования в портах, позволяющего с легкостью перемещать на судно или выгружать с него контейнеры с товаром любой массы.

Сегодня морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю, для каботажных перевозок он используется в гораздо меньших масштабах. Особенно велика роль внутренних перевозок в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на некоторых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском морях. При этом Каботажные перевозки водным путем относятся к самым выгодным в экономическом отношении. В некоторых районах РФ по достоинству оценили, что такое каботажные перевозки, так как это единственно возможный наличный транспорт, ведь железных и автомобильных дорог там нет.

Первое место по каботажным перевозкам принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве районов нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары.

Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну). Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской магистрали); Находка, Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все - на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, - самый крупный по грузообороту в стране (52 млн. т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе наливных грузов - нефти. Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача Северного бассейна - обеспечение внешнеторговых связей и транспортно-экономическое обслуживание северных районов европейской России и Сибири. Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Исключение - юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря - Мурманск не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт - Архангельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна. Важное значение в обеспечении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Хатанга. По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, продовольственные грузы и др. Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренцево, Белое и Черное море (большой каботаж). Основные порты на Балтийском море - Санкт-Петербург с грузооборотом 11 млн. т и небольшие по мощности перерабатываемых грузов - Калининград (незамерзающий) и Выборг. Санкт-Петербург - универсальный порт, он и крупнейший на Балтике из российских портов по перевозкам пассажиров. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург и Калининград,

Каспийское море. В общем, грузообороте страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы. Основные российские порты - Махачкала и Астрахань.