Цель деятельности учителя |
Создать условия для повторения и обобщения изученного материала, проверки знаний, умений и навыков по изученной теме |
Тип урока |
Обобщение полученных знаний |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: оценивать свой ответ; читать выразительно; получат возможность научиться: Метапредметные:
Личностные:проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах |
Методы и формы обучения |
Формы: фронтальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический |
Технологии |
технология сотрудничества |
Образовательные ресурсы |
1. http://suv-school-20.edusite.ru/p178aa1.html
|
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Организационная структура урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок.
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол, начинаем наш урок.
- А чтобы нас с вами сопровождало хорошее яркое радостное настроение на уроке, предлагаю послушать вот такую песенку.
Слайд (Видеоролик «От улыбки хмурый день светлей»)
- Дружба начинается с улыбки, ребята. И я вам желаю быть дружными. Я вас распределила по группам. Давайте вспомним, правила работы группе.
Слайд. (Правила работы в группе)
1. Помогать друг другу
2. Вежливо и доброжелательно общаться
3. Говорить тихим голосом
4. Умей слушать других.
Игра «Собери разрезную картинку»
- А чтобы узнать, как ваша группа называется, предлагаю вам собрать разрезную картинку.
(Собирают разрезные картинки: ежик, утка, стрекоза, сова)
- Кто у вас получился? Будете ежиками, утками, стрекозами, совами.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Работа над пословицами и поговорками «Собери пословицу»
- Птица сильна крыльями, а человек - дружбой (птицы умеют летать и это спасает их жизнь- они могут уйти от хищника, а человеку в трудную минуту помогут друзья)
- Корову палкой бить - молоко не пить.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Собака друг человека.
- Сейчас каждая группа получит по конвертику. Ваша задача собрать пословицу или поговорку, объяснить смысл.
- Прочитайте, что получилось? Как понимаете? (объясняют смысл пословицы)
Оцените работу в группе. (лист самооценивания)
- Какой темой объединены эти пословицы и поговорки? (о животных)
- Вспомните, как авторы литературных произведений называют их иначе?
- Как вы понимаете эти слова? (Человек стал приручать животных еще в давние времена. Некоторые стали для человека верными друзьями, они живут рядом с нами. Они для нас, как младшие дети, требующие заботы, любви, внимания)
- Какая тема на этом уроке?
- А может, кто скажет, какая цель урока? (повторять и закреплять изученные произведения).
Слайд
- Сегодня тема урока: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». Цель: все, что мы прочитали, повторим и обобщим, чтобы запомнили надолго.
3. Основной этап. Обобщение знаний учащихся
- Ребята, но вот так случилось, что злой волшебник заколдовал ваших животных, и теперь не знают в каком произведении они живут. И нам нужно им … (помочь) вернуться в свои произведения. Злой волшебник оставил нам карту по которой будем путешествовать, нас ждет много препятствий. Готовы помочь? Какими вы должны быть?
а) И первое испытание, это «Царство писателей». (Картинка. Лист с фотографиями писателей).
Беседа:
- Вспомните и назовите имена этих писателей.
- А что объединяет этих всех писателей? (Они писали о животных )
- Ребята, кто знает, как называют писателей, которые постоянно пишут о животных? (анималисты )
Я предлагаю вам, поиграть в игру: «Отгадай название рассказа и его автора» по опорным словам (работаем по карточкам).
Слайд
Задание: Прочитайте. Соедините название произведения с его автором.
- скрипка, щепка, музыка, медведь («Музыкант»); - Е.И.Чарушин
- старик, мыши, клевер, корова («Сова»); - В.В.Бианки
- дача, мальчики, ёжик («Страшный рассказ»); - М.М.Пришвин
- утка. мальчики, утята («Ребята и утята»); - В.В.Бианки
- утята, стрекоза, Алёша («Храбрый утёнок») - Б.Б.Житков
Слайд. Самопроверка по образцу.
- Выполните проверку по образцу. Та группа, которая справилась с заданием, поднимите свои руки, взявшись за руки.
Оцените работу в группе. (лист самооценивания)
- Молодцы.
- Давайте отдохнем.
Физминутка «У оленя дом большой…»
- Ну что отправляемся дальше?
Следующий путь лежит через лесной суд. (Картина лес)
- Вас там ждет судья. Строгий судья.
- Кто такой судья? (Должностное лицо, который решает дела в суде.
Тот, кто судит игру, состязание (в спорте)
- Помимо судьи у нас будут обвиняемые и присяжные, обвиняемые будут ваши животные, а вы присяжные заседатели, будете принимать решение о виновности или невиновности обвиняемого.
- Сейчас я предъявлю обвинение каждому животному и дам подсказку, чтобы вы своих животных смогли оправдать. Даю вам такие тексты, где нужно по смыслу вставить слова, читаем текст и выполняем задания «по цепочке».
- Итак, Еж обвиняется в том, что он специально пришел ночью и напугал детей.
- Утка обвиняется в том, что повела своих утят через дорогу, так далеко, а ребята просто хотели поиграть.
- Стрекоза обвиняется в том, что прилетала и съедала все еду у утят.
- Сова обвиняется в том, что перестала прилетать на луг и старику нечем стало чай белить.
(Ребята читают тексты, вставляют слова по смыслу).
- Покажите, какие группы справились с заданием.
- Итак, присяжные заседатели будьте внимательны, сейчас «совы» должны себя оправдать. Вы должны решить виновны они или их нужно оправдать, и показать с помощью карточек. (Карточки сделать ВИНОВЕН, ОПРАВДАТЬ)
1.Сова - это хищная ночная птица, она поедает грызунов, мышей, насекомых, ежей, ящериц, кротов и змей. Старик очень обидел сову, сказал, что она ему не друг. Поэтому сова перестала прилетать на луг ловить мышей. Тогда мыши осмелели, стали шмелиные гнезда разорять. Шмели перестали клевер опылять, корова без клевера стала тощать и мало молока давать. Совы очень нужны природе, они истребляют грызунов.
2.Стрекозы - это насекомые, которые любят яркое солнце, а на ночь прячутся среди растений. Стрекоза ищет добычу на ярком солнце, поэтому тарелка с рубленными яйцами ее привлекает. Но стрекоза не ест яиц, она хищник, еду утят она не съедала, а только пробовала и сразу улетала. Стрекоза нужна природе. Она уничтожает вредных насекомых: мух, комаров, мошек и мотыльков. За 1 час взрослая стрекоза может съесть 40 мух.
3.Утка-чирок - это самая маленькая водоплавающая уточка. Их любимое место проживания - это озера или болота. Поэтому, когда весной озеро сильно разлилось, гнездо утят расположилось далеко от озера и, когда вода спала, утка повела своих утят к озеру. Она кормила своих утят: червями, маленькими насекомыми, травой, осокой и зерном. Утки нужны природе. Они уничтожают вредных насекомых, приносят большую пользу человеку.
4.Ежи - ночные животные. Они не любят жару. Днем они прячутся среди листвы, чаще встречаются на полянках, опушках, в парках, открытых лесах и вполне могут жить рядом с человеком, а ночью они ищут еду. Поэтому не удивительно, если они залезут к вам ночью в открытый домик у леса, но пугаться их не стоит. Они едят насекомых, червей, гусениц и мышей. Ежи важны для природы, потому что уничтожают вредных насекомых и животных.
- Группы готовы. (зачитывают текст).
- Ребята, согласны ли вы, что Сова виновна или ее нужно оправдать. Поднимите карточку. (Сделать карточку двухстороннюю)
- Молодцы. Все животные оправданы.
Оцените работу в группе. (лист самооценивания)
- Следующее испытание нас ждет «Дорога препятствий»
Слайд
- Вам нужно разгадать кроссворд
Кроссворд.
- На кого рассердилась Сова. (Старик.)
- Кто обижал утят? (Ребята.)
- Что хотела украсть киска? (Сосиски.)
- Птица, с которой поругался старик. (Сова.)
- Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант.)
- Как назвали храброго утенка? (Алеша.)
- Что разоряли мыши на лугу? (Гнезда.)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Рассказ - это художественное произведение, в котором повествуется о каком-нибудь случае из жизни.)
- Что объединяет всех этих героев? (являются героями рассказов о животных.)
Слайд. Взаимопроверка. (Дети выполняют проверку, рисуют шкалу-линеечку. )
Оцените работу в группе. (лист самооценивания)
4. Проверка домашней работы
- Проверим выполнение домашней работы. Приготовьте ваши рисунки к выставке «О братьях наших меньших». Прикрепите ваши рисунки к тому автору, отрывок произведения которого вы изобразили.
(Вывешиваем рисунки)
Оцените работу в группе. (лист самооценивания)
- Молодцы. Вы спасли животных, помогли им вернуться в свои произведения.
- Поставьте общую оценку за весь урок (если у вас больше зеленых смайликов - 5, если желтых - 4..)
- Какую оценку поставила 1 группа? Что можете сказать о работе вашей группы? Я с вами согласна….
5. Рефлексия (учебной деятельности)
- О ком мы сегодня говорили на уроке? (о животных?)
- Как писатели их называют?
- Какую цель поставили в начале урока?
- Достигли поставленной цели?
- Понравилось ли вам читать произведения о животных?
- Что вы взяли для себя из прочитанных произведений?
- Я хочу подарить вам вот такие сердца, наполненные любовью, добротой, милосердием, заботой. Я сейчас каждому подарю, а вы скажите, пожалуйста, свою любовь, теплоту кому должны подарить, пройдя сегодня все испытания?
- А что самое главное должны делать по отношению к природе? (Не навреди!)
Домашнее задание
- Понаблюдайте за жизнью ваших питомцев. Придумайте сказку или рассказ о вашем питомце.
6. Рефлексия
Понравился урок или нет (смайлики зел, жел, крас.).
Всем урок понравился. Все поработали хорошо.