В современном образовании проблема обучения детей с ограниченными возможности здоровья одна из самых актуальных, так как количество таких детей увеличивается.
Одна из задач инклюзивного образования в школе - создание комфортной образовательной среды, способствующей их нормальному развитию. Имеющиеся нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость разработки особых образовательных маршрутов.
Практика работы с такими детьми - достаточно богата. Однако, каждый учитель задает для себя предметные цели. Необходимо сказать о том, что в образовательной организации разработаны необходимые локальные акты, регламентирующие ее деятельность в отношении таких детей: Положение от организации интегрированного (инклюзия) образования детей с ОВЗ, - Положение о порядке обучения детей по индивидуальному учебному плану. Не исключение и школа, в которой я работаю вот уже 25 лет.
Организация образовательного процесса с такими детьми так же осуществляется в строгом соответствии с требованиями адаптивных образовательных программ. В соответствии с требованиями к предметным результатам их освоения на уроках математики (алгебры и геометрии) приоритетными на мой взгляд являются:
- Развитие умения работать с учебным математическим тестом (анализировать и извлекать необходимую информацию).
- Овладение системой функциональных понятий (практические умения)
Одной из главных сложностей, на мой взгляд, является то, что ребенок находится в классном коллективе, нов ходе урока он, по сути, осваивает свой индивидуальный образовательный маршрут.
Изучив заключение ПМПК на каждого ребенка (а в основном это дети с задержкой психического развития или с легкой умственной отсталостью), рекомендации для специалистов, я определяю цели для активного включения детей в процесс освоения запланированного учебного материала на тему, урок, исходя из имеющихся у того или иного ребенка проблем, а они могут быть следующими:
- Быстрая интеллектуальная утомляемость
- Недостаточная оперативная память, что создает сложности при устном счете, заучивании правил, теорем, формул
- Неумение логически мыслить, особенно при решении задач
- Неразвитость отдельных каналов восприятия (особенно слуховых)
Потому считаю, что главными целями в моей деятельности на уроках математики является:
- Развития пространственного мышления через конкретные предметы, образы
- Развитие мыслительных операций посредствам анализа- синтеза, сравнения, обобщения
- Активация мотивации обучения и познавательной активности через разнообразие приемов и метода обучения.
Какие планируемые результаты могут быть достигнуты?
- Развитие внимания, памяти
- Умение удерживать учебную задачу весь урок
- Научить по алгоритму выполнять математические задания, решать задачи
- Развитие всех каналов восприятия информации.
Одной из особенностей работы таких детей на уроках - преимущественно индивидуальная и самостоятельная работа, когда учитель дает ребенку четкие инструкции и он осуществляет действия вне взаимодействия с классом. Эту работу можно и нужно организовать так, чтобы действия преимущественно воспроизводились по образцу. Причем, очень важно, чтобы задания в рамках самостоятельной работы, формы и время их выполнения четко соответствовали поставленной ребенку задаче и имели конкретный конечный результат. Поэтому необходимо отметить такие методы и приемы обучения детей как:
- Репродуктивный (воспроизведение на базовом уровне)
- Однотипные задания по образцу
- Объяснительно- иллюстративный метод (обязательная зрительная опора)
- Использование презентаций с размещением схем и таблиц
- Использование возможности интерактивной доски
- Прием «подсказок» через вклеивание в тетрадь, размещение на партах таблиц, алгоритмов, карточек инструктажей
Важно также, чтобы ребенок понимал, что предлагаемые ему задания имеют не контролирующий, а обучающий и закрепляющий характер. Они должны иметь характер тренировочных, повторительных, развивающих и творческих заданий. Задания уровня контрольных работ следует давать в ограниченном объеме.
На уроках математики эффективную помощь оказывают следующие методики обучения:
- Изучение нового материала с использование видеоуроков;
- Разбор заданий и теоретическое изучение нового материала посредствам презентаций;
- Закрепление изученного материала с помощью тестов;
- Использование дидактических игр, тематических кроссвордов и тренажеров
Для подготовки к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ в 9-х и 11-х классах постоянно использую сайты «ФИПИ», «Архив ЕГЭ», «Решу ЕГЭ. Гущин» и другие.
Все это создает для обучающихся дополнительные возможности по обеспечению комфортной образовательной среды, чувства уверенности в своих силах и способностях. Также следует помнить о том, что таким детям постоянно нужна похвала, мотивирующее словесные одобрение. Постоянные проявление педагогического такта, поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку- необходимые условия развития в нем веры в собственные силы и возможности.
Ни один из разделов математики не может считаться достаточно усвоенным, если обучающиеся не могут применять полученные на уроках знания в своей повседневной жизни. В связи с этим большое значение при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает решение задач, связанных с жизненной практикой, с хозяйственными и бытовыми проблемами. Такие задачи вооружают обучающихся навыками самостоятельной работы, способствуют сознательному применению полученных ими знаний.
Особое внимание в ходе учебного процесса уделяю вопросам здоровье сбережения. Подбираю предметно ориентированные физминутки, упражнения на развитие моторики, на релаксацию. Постоянно чередую виды деятельности.
В соответствии с новыми санитарными требованиями введенными с 1.01.2021 (Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) пытаюсь дифференцированно подходить к домашним заданиям для этих детей. Не перегружаю их объемами, стараюсь их максимально «персонифицировать».
И, конечно, самое главное -каким образом отслеживать образовательные достижения детей с ОВЗ? Как осуществлять своевременную коррекцию их знаний?
В практике моей работы такие формы учета предметных достижений, как: отслеживание их динамик через стартовые контрольные работы, тематические контрольные работы, полугодовые контрольные работы. До выхода на промежуточную аттестацию своевременного осуществлению коррекцию именно «точечных» проблем, которые не позволяют ребенку далее успешно осваивать программу. С этой целью мною ведутся «Листы индивидуальных достижений», где для каждого ребенка подбираются задания валидные по его возможностям. Обязательно обсуждаем с ребенком и его родителями динамики в освоении образовательной программы.
Цель коррекционно-воспитательной работы с ОВЗ, в конечном счете, их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не включены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли стать успешными в социуме.