Этапы развития грамматического строй речи у детей от 1,5 до 7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Речь является одной из важнейших высших психических функций, она оказывает непосредственное влияние на развитие мышления и эмоционально-волевой сферы, а значит, и на развитие ребенка в целом. Одной из наиболее важных сторон речи является ее грамматический строй. Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

В лингвистике принято разделять грамматическую систему на морфологический и синтаксический уровни. На морфологическом уровне происходит словоизменение и словообразование, а на синтаксическом - составление предложения, с грамматически правильно сочетающимися словами в нем.

Разные стороны грамматического строя языка ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Например, правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. А в старшем возрасте усваивают «нерегулярные» формы изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением. Их усвоение выпадает на период средней и старшей групп, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей начинает складываться в подготовительной к школе группе.

Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано, но в данной статья я бы хотела подробнее рассмотреть онтогенез и особенности не всего грамматического строя речи, а только становление процесса согласования прилагательных и существительных в роде и числе.

Процесс согласования прилагательных и существительных в рамках развития грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахнаровича, Д.Б.Эльконина и других.

Примерно к 1 г. 6 м. - 2 лет в словаре ребенка преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных практически нет. На данном этапе ребенку важнее называть предметы и действия, с ними связанные, чем указывать на их качества.

К тому же высказывания ребенка на 2 году жизни ещё элементарны и состоят преимущественно из 1-2 слов.

На этом этапе предмет и его признак ещё не разделены в сознании ребенка, они составляют комплекс, и только потом ребенок самостоятельно начинает их разделять.

Некоторые дети могут не вполне осознанно употребить прилагательное в сочетании с существительным, но оно составляет единый комплекс и в сознании ребенка не расчленяются на элементы. При первых осознанных их употреблениях прилагательные используются детьми в функции сказуемого.

Некоторые авторы отмечают, что первые прилагательные сознательно употребляемые детьми, это слова, обозначающие размер, вкус, цвет, вес, температуру, разного рода оценки, и употребляются с разными существительными.

И только ближе к 2 годам появляются случаи изменения прилагательного по падежам, родам и числам. Ребенок начинает употреблять одно и то же слово может в разных формах. Но вначале дети усваивают согласование прилагательного с существительным по числу и падежу, и только затем - по роду. Причем в вначале все прилагательные употребляются детьми в форме либо мужского, либо женского рода, и уже позднее начинается дифференциация по родам.

В 3 года ребенку становятся доступны такие грамматические категории, как род, число, время, лицо и др., он употребляет их в составе простых и сложных предложениях.

В 3-4 года дети осваивают падежи, преимущественно правильно согласуют прилагательные с существительными женского и мужского рода.

В 4 года дети начинают чаще употреблять прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый). В этом возрасте они еще допускают грамматические ошибки преимущественно в согласовании существительного среднего рода с прилагательными.

К 4-5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным и винительным, затем дательным, творительным, предложным. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах (нет краснОЙ шапки, дам белОМУ зайцу).

В 4-6 лет дети в основном говорят о цвете и размере объектов.

К 6 годам ребенок практически овладевает грамматическим строем речи, а ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных встречаются все реже.

В количественном и качественном отношении речевая сторона речи детей 7 года жизни достигает высокого уровня. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Даже к моменту поступления в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить. Увеличение объема предложений в речи детей, связанное с ростом количества слов в предложениях, характеризуется усвоением грамматических категорий множественного числа, рода, падежа, обобщающих понятий, понятия признака предмета.

Таким образом, мы видим, что процесс согласования прилагательных и существительных у детей формируется постепенно и занимает долгое время. Сначала прилагательные и существительные согласуются числе, затем в падежах и роде. Причем быстрее усваивается согласование в именительном падеже единственного числа мужского или женского рода. Прилагательные в множественном числе впервые употребляются в именительном падеже.

Ошибки при усвоении языка - явление совершенно естественное для нормально протекающего онтогенеза речевой деятельности. Но если эти ошибки имеют стойкий характер и не соответствуют возрастному диапазону, но стоит обратить внимании на развитие всей речи в целом. Нарушения грамматического строя речи является облигатным симптомом преимущественно моторной алалии. Также может наблюдаться и при артикуляционной диспраксии и при дизартрии, но в данном случает мы не можем говорить об истинном нарушении грамматического строя речи, поскольку оно будет вызвано или нарушением артикуляционного праксиса, где ребенок не может переключится с одной артикулемы на другую, или же нарушением дыхания и голосоподачи, истощаемостью нервной системы, как при дизартрии. Оба этих случая затрагивают не когнитивную сферу, при нарушении которой будут приявляться симптомы истинного нарушения грамматического строя, а двигательную сферу. Иными словами, ребенок с дизартрией или артикуляционной диспраксией пассивно отличает слова «краснЫЙ» и «краснАЯ», ребенок с моторной алалией - нет. Это подтверждают и исследования Сохина Ф.А. Он доказал взаимосвязь между познавательными психическими процессами и развитием грамматического строя речи. Чем выше уровень развития высших психических функций, то есть чем лучше у ребенка развиты такие операции мышления как анализ, синтез, обобщение, тем лучше у ребенка развит грамматический строй речи.

Традиционно в педагогической практике принято считать нарушение грамматического строя речи или как самостоятельным нарушением, при отсутствии других симптомов, или как один из признаков общего недоразвития речи.

Согласование прилагательных с существительным у детей с ОНР происходит в более поздние сроки. Словоизменение прилагательных формируются только после освоения словоизменения существительных. Все это усложняется более поздним появлением первых слов, что уже автоматически отодвигает временные параметры освоения словоизменения прилагательных и согласования их с существительными.

Как отмечает Р.И.Лалаева, трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства.

Знание онтогенеза грамматического строя речи важно не только для понимания норм и сроков развития речи, но и для построения коррекционной работы, которая будет учитывать этапность формирования грамматики в норме, согласно онтогенетическому принципу логопедии.

Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова рекомендуют следующую последовательность в логопедической работе по формированию навыка согласования прилагательного с существительным:

1) Формы мужского рода:
а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);
б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).

2) Формы женского рода:
а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);
б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).

3) Формы среднего рода:
а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);
б) c безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:
1) в беспредложных конструкциях,
2) в предложных конструкциях.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:
1) в беспредложных конструкциях,
2) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее - в предложениях различной структуры, позднее - в связной речи.