Одной из важных направлений в коррекции речевых нарушений у детей является развитие фонетико-фонематической системы языка. Фонетико-фонематическая система включает в себя фонетическую и фонематическую стороны. Под фонетической стороной речи понимают произношение звуков речи, что обеспечивается работой речедвигательного аппарата, а под фонематической - способность различать и дифференцировать фонемы родного языка за счет работы речеслухового анализатора. Восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию (М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»).
В своей практике я часто сталкиваюсь с трудностями у детей в освоении фонетико-фонематической системы языка, которая является базой для развития навыков языкового анализа и синтеза, а следовательно и для письменной речи. У детей с дизартрией и/или артикуляционной диспраксией наблюдаются следующие проблемы: неточность артикуляционных поз, нарушение в переключении артикуляционных движений, недостаточность мимических движений и кинестетических ощущений оральной области, нарушение ритмической организации речи. При дизартрии также страдает просодическая сторона речи, а именно речевое дыхание и голосоведение. При артикуляционной диспраксии страдает преимущественно целенаправленные артикуляционные движения. Часто она встречается в коморбидности с вербальной агнозией. Тогда к вышеперечисленным проблемам добавляется еще нарушение фонематического слуха, что приводит к неспособности различать на слух гласные и согласные звуки. Осознав данные трудности, я решила помочь детям визуальной опорой хотя бы на начальном этапе коррекции речевых нарушений. Поскольку часто родители ребенка с речевой патологией основное внимание уделяют развитию словаря и мыслительным процессам, но не эмоциональному интеллекту, дети не способны понимать свои эмоции, называть и социально приемлемо их выражать. Это натолкнуло меня на мысль соединить базовые эмоции с артикуляцией гласных звуков. Мною были созданы персонажи с различной мимикой: радость, удивление, грусть, страх, злость, спокойствие. Соответствие артикуляции гласных звуков эмоциям представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Соответствие артикуляции гласных звуков эмоциям
Звук
|
Особенности мимики |
Эмоция |
А |
Рот широко открыт, губы растянуты в полуулыбке. |
Радость |
О |
Брови подняты вверх, глаза широко открыты. Губы округлены, рот приоткрыт. |
Удивление |
У |
Брови сдвинуты, их внешние концы опущены вниз. Взгляд также направлен вниз. Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. |
Грусть |
И |
В мимике нет напряжения. Рот слегка приоткрыт, губы растянуты в полуулыбке. |
Спокойствие |
Э |
Брови приподняты и сведены у переносицы. Глаза напряженно и широко открыты. Рот широко открыт, губы слегка растянуты в стороны. |
Страх |
Ы |
Лицевые мышцы сильно напряжены. Брови сдвинуты у переносицы, их внешние концы подняты кверху. Губы напряжены и могут изображать оскал. |
Злость |
Чистякова М.И. в своей книге «Психогимнастика» дает следующее определение: «Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)». В процессе обучения дети учатся воспроизводить чужие эмоции и фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях.
Работа проводится поэтапно:
1. Обучение умению распознавать эмоциональные состояния.
Ребенку по мимике необходимо определить настроение персонажа.
2. Освоение навыка выразительно изображать эмоции.
Дети непосредственно учатся передавать эмоциональное настроение, приняв характерную мимическую позу.
3. Соотнесение гласного звука с эмоцией.
Взрослый подсказывает какой гласный звук произносит этот персонаж и просит ребенка повторить мимику и звук.
4. Сравнение новой эмоции с пройденными.
Таблица 2. Соответствие персонажам эмоций и гласных звуков
Все игры, приведенные ниже, будут иметь общие цели (уточнение артикуляции гласных звуков, развитие артикуляционного праксиса, фонематических процессов и эмоционального интеллекта) и дополнительные.
Игра «Продолжи ряд»
Цель: развитие способности предугадывания, моторного планирования, кистевого и пальцевого праксиса.
Оборудование: 6 радостных фей и 6 грустных фей (может быть изменено в зависимости от типа визуально-ритмического ряда и гласных звуков, необходимых для отработки).
Описание: выложить фей в ряд 1:1 (радость-грусть-радость-грусть и т.д.). Далее назвать гласные звуки, которые им соответсвуют (А-У-А-У…), затем пройти ряд еще раз, но наложив на него моторную программу (например, А-ладонь, У - кулак).
Игра «Немое кино»
Цель: учить распознавать настроение по лицу.
Описание: перед детьми один из персонажей. По мимике и артикуляционной позе они определяют его настроение и гласный звук, который он произносит.
Инструкция: «Ребята, раньше все кино было немое - у него не было звука. И сегодня мы рассмотрим кадры из такого кино. Какое у Феи настроение? Правильно, она грустная. Посмотрите, ее губы трубочкой тянутся вперед. Как вы думаете, какой звук она произносит?»
Данную игру я использую в начале занятий по обучению грамоте. Отгадывая звук, дети определяют тему занятия, например «Буква У».
Игра «Повтори за ежиком»
Цель: автоматизация звука [Ф] в слогах.
Описание: произносить слоги со звуком [Ф] с разным настроением.
Инструкция: «К нам прибежал ежик. Давай с ним радостно пофыркаем: фа-фа-фа. А теперь испуганно: фэ-фэ-фэ и т.д.»
Данную игру можно использовать при автоматизации различных звуков и типов слогов.
Игра «Спой с героем»
Цель: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать гласные звуки, произносить их тихо и громко.
Описание: перед ребенком пиктограмма. Необходимо определить эмоцию и какой звук поет герой, а затем повторить за ним громко и тихо.
Инструкция: «Посмотри на зайку. Какую песню он поет и с каким настроением? Правильно, он грустит, губы трубочкой тянутся вперед и зайка поет «у». Давай тоже споем с ним, только тихо. А теперь громко».
Игра «История»
Цель: развитие связной речи.
Оборудование: персонаж с разными эмоциями.
Описание: ребенку предлагается самому придумать историю про персонажа, в которой ребенок расскажет, что с ним произошло и какую эмоцию он при этом испытал.
Данные игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых, например, на занятиях по обучению элементам грамоты.
Развитие фонетико-фонематической системы языка у детей оказалось более эффективным. Возможно, это связано с тем, что материал, предлагаемый детям для восприятия, вызывал у них живой интерес, а также предполагал ролевое взаимодействие партнеров и игру, что соответствовало ведущим мотивам поведения детей дошкольного возраста.