Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Пояснительная записка
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
1.1. Направленность программы
Естественно-научная.
1.2. Уровень освоения программы
Ознакомительный, соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы выражается в значимости экологического образования и воспитания детей в современном мире, ведь только экологическое развитие культуры и мировоззрения современных детей, поможет человечеству улучшить положение экологии на планете. Дошкольный период считается первоначальной стадией развития личности человека для формирования ценностных ориентаций в окружающем мире. На данном этапе происходит зарождение положительного отношения к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основой содержания экологического воспитания предстает формирование у ребенка сознательного и правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
1.4. Цели и задачи программы
Цель: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Задачи:
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов, наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы; развитие интереса к экспериментированию
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живому.
1.5. Категория обучающихся, возраст
Средняя группа: 4-5 лет.
1.6. Срок реализации программы
Срок реализации Программы - 1 год (34 занятий).
1.7. Формы организации образовательной деятельности
- игра
- практикум
- эксперимент
- экскурсия
1.8. Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Общее количество - 34 занятия, длительность занятия - 25 мин.
1.9. Планируемые результаты
К концу обучения по содержанию программы предполагаются следующие результаты:
- знание наиболее типичных представителей животного мира России; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; неживое и живое в природе;
- понимание влияния деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- понимание значения тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
- умение различать основные виды диких животных и птиц;
- условия влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние детальности человека в природе; экологически сообразные правила поведения в природе.
- знание некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; неживое и живое в природе;
Учащиеся будут уметь: узнавать животных, птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за домашними животными и птицами; выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; ухаживать за культурными растениями (посильное участие); заботиться о здоровом образе жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе; улучшать состояние окружающей среды; оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов, ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости
2. Содержание программы
Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия - беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно- ролевые, дидактические и развивающие игры и игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео- и аудиозаписи.
Основные принципы содержания программы: наглядность, личностная ориентация, системность и целостность, экологического гуманизма, практический
Основными принципами Программы являются:
- Соответствие принципу развивающего образования, цель которого - развитие ребенка,
- Принцип наглядности в обучении. Осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Принцип доступности. Познавательная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному).
- Принцип проблемности. Направлен на поиск решения проблемных ситуаций.
- Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стресс образующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от деятельности.
- Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
- Принцип гуманности. Ребенок рассматривается как активный субъект познавательной деятельности с педагогом.
2.1. Тематическое планирование
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№
|
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
Теория |
практика |
|||
1. |
Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. |
|
|
Нетрадиционная техника рисования |
|
1.1 |
Вселенная. |
1 |
1 |
|
|
1.2 |
Вода |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
1.3 |
Воздух |
0,5 |
0,5 |
|
|
1.4 |
Почва и камни |
0,5 |
0,5 |
|
|
1.5 |
Сезоны |
|
|
|
|
2 |
Многообразие растений и их связь со средой обитания. |
4 |
|
|
Чтение стихов, рассказов про лес |
2.1 |
Комнатные растения. |
2 |
1 |
1 |
|
2.2 |
Растения на участке детского сада. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Многообразие животных и их связь со средой обитания. |
6 |
|
|
Чтение стихов про домашних животных |
3.1 |
Обитатели живого уголка. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Домашние животные. |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Перелетные и зимующие птицы. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания. |
|
|
|
Коллективное изготовление коллажа |
4.1 |
Труд человека и среда обитания. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
С какими экосистемами можно познакомить детей. |
1 |
|
|
|
5.1 |
Экосистема, микроэкосистемы, мезоэкосистемы, макроэкосистемы. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Формы взаимодействия человека с природой. |
3 |
|
|
Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях |
6.1 |
Человек как живое существо. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.2 |
Как человек использует природу. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
6.3 |
Как человек охраняет природу. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого |
30 |
|
|
|
2.2. Календарный (тематический) план
Время пров. занятий |
Неделя |
Тема. Вид деятельности |
Программное содержание |
Литература |
Сентябрь |
1. |
Наблюдение «Растут ли цветы на нашем участке?»
|
Уточнить представления детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы (цветущие травянистые растения), разные по окраске, названиям, но все красивые; на них приятно смотреть, рядом с ними приятно находиться |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Наблюдение «Все цветы разные».
|
Уточнить с детьми и названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
|
||
3. |
Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу» |
Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее; доброе отношение к людям и желание делать им приятное; учить украшать помещение цветами. |
||
4. |
Рисуем живую и неживую природу. |
|||
Октябрь |
1. |
Образовательная ситуация «Фрукты и овощи» |
Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку. |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Образовательная ситуация «Вершки и корешки |
Расширять представления детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, составлять целое из частей. |
||
3. |
Образовательная ситуация «Что растет в лесу?» |
Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства - картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники |
||
4. |
Чтение стихов, рассказов про лес. |
|||
Ноябрь |
1. |
Образовательная ситуация «Кто живет в лесу?» |
Расширять представления детей о лесе - в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой и свиньей). |
Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
||
3. |
Чтение стихов про домашних животных |
|||
4. |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой). |
Закрепить у детей представления об известных им домашних животных - корове, козе, свинье, познакомить с новыми - овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. |
||
Декабрь |
1. |
Наблюдение «Как узнать ель?» |
Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся все длиннее и длиннее). |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой) |
Уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает). |
||
3. |
Коллективное изготовление альбома «Елочка». Наблюдения, «Поможем нашей елочке». |
Уточнять представления детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из деревьев, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы: книги, альбомы, салфетки и др., она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации - умении составлять и склеивать предмет из частей. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. |
||
Январь |
1. |
Наблюдение «Делаем цветные льдинки» «Как лед превращается в воду |
Показать детям, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой. |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Наблюдение «Что находится в шишках ели» Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с птичьим двором). |
Познакомить детей со строением шишки, с семенами ели; показать особенности шишки: пахнет смолой, на дереве (в холоде) висит в закрытом виде, в тепле (в помещении) раскрывает чешуйки, из-под которых выпадают семена. Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают, как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). |
||
Февраль |
1. |
Образовательная ситуация «Путешествие в зимнем лесу». |
Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день - мало света, потому что рано темнеет); развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия). |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Образовательная ситуация «Айболит в гостях у детей». |
Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представления об известных им фруктах (названия, цвет, форма, вкус); дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. |
||
3. |
Образовательная ситуация «Посещение зоопарка» (знакомство с животными тропических и южных стран). |
Формировать представления о диких экзотических животных: льве, тигре, слоне, обезьянах, крокодиле; дать элементарные сведения о том, где они проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, исполнять роль, совершая ролевые действия и произнося ролевые слова). |
||
4. |
Коллективное изготовление коллажа. |
|||
Март |
1. |
Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта». |
Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представления о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных); учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Образовательная ситуация «Где обедал воробей?». |
Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления о животных зоопарка (названия, внешний облик, повадки); развивать игровые умения. |
||
3. |
Беседа «Март - первый месяц весны». |
Воспитатель сообщает детям, что сейчас идет март - первый месяц весны. Обращает их внимание на то, что солнце яркое, стало греть сильнее, небо голубое, снег потемнел, покрылся плотной коркой, с крыш капель и свисают сосульки. Дети самостоятельно ищут признаки ветра, определяют его силу. Воспитатель ходит с ними по участку и измеряет снегомером глубину снега. Отмечает, что толщина покрова стала меньше и сверху лежит плотная серая корка. Привлекает внимание детей к их одежде - некоторые ребята сменили зимние шубы на куртки, комбинезоны. |
||
4. |
Образовательная ситуация «Советы Айболита». |
Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью, формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища (зеленый лук) и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия: вода, свет, тепло; во время роста растение меняется (появляются и становятся все длиннее корни и листья), комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю (познакомить с «полоской времени»). |
||
Апрель |
1. |
Наблюдение «Мать-и-мачеха - что это за цветы? В каких местах растет мать-и-мачеха?». |
Учить детей находить, узнавать мать-и-мачеху, радоваться этому раннему весеннему цветку, определять его особенности: невысокий стебель покрыт чешуйками, цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку, листьев нет. Обратить внимание детей на то, что весенние цветы появляются прежде всего в солнечных местах, на которых снег от солнечного тепла уже растаял (образовалась вода) и земля прогрелась. |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2. |
Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?». |
Продолжать развивать у детей наблюдательность - умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов на каждом кустике, что на них садятся насекомые. Во время наблюдения воспитатель поясняет: весенние цветы нужны насекомым - мухам, пчелам, шмелям и др. - они пьют сок цветов, кормятся на цветах. |
||
3. |
Досуг «День Земли. |
|||
4. |
Образовательная ситуация «Весна в лесу». |
Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период (становится теплее, снег тает, образуется много воды, которая впитывается в землю, начинают набухать почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, крапива, мать-и-мачеха). |
||
Май |
1. |
Тематическая прогулка к реке. |
Познакомить детей с рекой и ее обитателями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы (весенний пейзаж, разнообразие цветущих растений, летающие насекомые); знакомить с правилами поведения возле реки (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть рыб и птиц, сорить, , близко подходить к воде). Объяснять детям для чего необходима вода живым организмам. Как человек использует воду? Как человек охраняет природу? |
«Юный эколог» С.Н.Николаева «Система работы в средней группе детского сада». |
2.3. Содержание учебного плана
1 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Неживая природа»?
1. Мироздание;
2. Вода;
3. Воздух;
4. Почва и камни;
5. Сезоны.
2. В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе ?
Экологические знания в этом разделе показывают взаимосвязь неживой и живой природы. Детям даются элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
2 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Многообразие растений и их связь со средой обитания»?
1. Комнатные растения;
2. Растения на участке детского сада.
2. Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
Дети должны четко усвоить: растения связывает со средой обитания приспособленность различных частей организма к этой среде при взаимодействии с ней. Заботясь о конкретных растениях, дети начинают понимать, что каждое из них имеет собственные потребности, которые отличаются от потребностей других видов.
3 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Многообразие животных и их связь со средой обитания»?
1. Обитатели живого уголка;
2. Домашние животные;
3. Перелетные и зимующие птицы
2. В чем заключается экологичность знаний о животных? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
Дети должны четко усвоить: животных связывает со средой обитания приспособленность различных частей организма к этой среде при взаимодействии с ней. Заботясь о конкретных животных, дети начинают понимать, что каждое из них имеет собственные потребности, которые отличаются от потребностей других видов.
4 сектор
1. Почему тема "Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания" выделена в специальный раздел?
Наблюдая за ростом и развитием конкретного растения, животного, дети могут легко проследить за ролью среды обитания и труда человека на этот процесс. (Экспериментальная деятельность)
2. В чем состоит экологический подход к процессам роста и развития растений и животных, и их связи со средой обитания?
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды, на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора
5 сектор
1. С какими экосистемами можно познакомить детей?
Экосистема - это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:
- микроэкосистемы (например, трухлявый пень);
- мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);
- макроэкосистемы (океан, континент).
2. Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Также важно помочь детям познакомиться с различными группами животных. Дети должны обладать базовыми представлениями о том, что такое экосистема, какие существуют в ней пищевые зависимости. Также важно, чтобы дети понимали, что, не смотря на многообразие животного мира, в нем царит удивительное единство.
6 сектор
1. Какие методы «погружения в природу» могут использоваться в детских садах, в рамках программы?
Это могут быть: уголки природы в группах, зимний сад, экологический музей, комната или кабинет природы, мини-ферма, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др.
2. Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе «Взаимодействие человека с природой? В чем состоит их экологичность?
1.Человек как живое существо;
2. Как человек использует природу;
3. Как человек охраняет природу.
Раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.
3. Формы контроля и оценочные материалы
Мониторинг развития знаний, умений и навыков, 2 раза в год.
3.1. Формы и содержание итоговой аттестации
- беседа;
- опрос;
- тестирование;
3.2. Требование к оценке творческой работы
№ |
Ф.И. ребенка |
Что относится к неживой природе? |
Времена года (последовательность, признаки) |
Какие комнатные растения ты знаешь? |
Перечисли дом. животных |
Зимующие птицы |
Перелётные птицы |
Как человек использует природу? |
Как человек охраняет природу? |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3. Критерии оценки достижения планируемых результатов
- 5 баллов - Высокий уровень освоения Программы
- 4 балла - Средний уровень освоения Программы
- 3 балла - Низкий уровень освоения Программы
3.4. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы
Методическое обеспечение - Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса:
- Групповая. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
- Индивидуальная - Этот вид работы включает итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей.
- Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, фотогалерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, викторина, конкурс, концерт (агитбригада), лабораторное занятие (опыты и эксперименты), наблюдение, тематическое занятие, праздник, практическое занятие, театральное представление, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, соревнование, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная), WEB-квесты. - Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающая технология.
Материально-технические условия реализации Программы.
Технические средства обучения:
- Классная магнитная доска.
- Компьютер.
- Принтер.
- Мультимедийная установка.
- Аудиоцентр.
- Набор предметных картинок с изображением растений, животных, насекомых
- Фигурки с домашними и дикими животными
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки, лупы, колбы, микроскопы)
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует воспитатель группы Елена Васильевна Михайловская.
Используемая литература
- Александрова Ю.Н. Юный эколог Текст /Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
- Вакуленко Ю.А. воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А.Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 157 с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, группы. - М.: ВАКО, 2010. - 240 с.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 128 с.
- Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 96 с.