Цели:
- Познакомить с согласными звуками [д] [д] и буквой, которая их обозначает.
- Учить отличать звуки [д] от [д'], упражнять в чтении слогов, слов с этой буквой.
Формирование УУД:
- Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
-
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков;
- выделение нового звука, уметь находить и выделять необходимую информацию, учить строить логическую цепь рассуждения, уметь оценивать себя и друг друга;
-
Коммуникативные УУД:
- определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
Личностные УУД:
- воспитывать положительное отношение к учению;
- знать правила поведения и учить общаться в школе, на уроке;
- Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
I. Организационный момент
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
-Проверим готовность к уроку.
-Дорогие ребята, сядьте удобно.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его.
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно.
А теперь за работу!
II. Актуализация опорных знаний
Слайд №1 (на экране 2 группы предметов)
1. Кит, кот, дятел.
2. Дом, машина, малина
- Назовите предметы первой группы (кит, кот, дятел)
- Назовите предметы второй группы (дом, машина, малина)
- С помощью чего вы назвали изображённые предметы?
- Чем предмет отличается от слова?(предмет можно потрогать и увидеть, слово - услышать и произнести).
А на какие вопросы отвечают слова предметы? (кто?, что?)
- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку.
- Какое слово можно исключить из второй группы?
Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему урока.
III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
1. Работа в группах.
Исследовать слова дом, диван. Составить схемы, сделать вывод.
Повторить правила работы в паре:
- Говорим шёпотом.
- Договориться, если письменное, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
- Работаем вместе.
- В выступлении говорить от имени 2 лиц: «Мы считаем, мы думаем...»
- Когда закончили выполнение, поднимаем руки.
- Оцениваем работу, благодарим друг друга.
Учащиеся выходят к доске, составляют схемы слов, делают вывод.
Итак, мы выяснили, что звук [д]согласный, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию. Встаньте те дети , в имени или в фамилии которых есть новый звук.
2. Мы поработали с новыми звуками.
Скажите, с чем мы дальше будем знакомиться сейчас?
(С буквой, которая обозначает эти звуки).
Изображение буквы Дд. Как вы думаете, для чего нужны две буквы. Как называется эта буква?
- Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (слайд). Работа в тетрадях для печатания.
На столе листочки, найдите и обведите букву д. Работа в парах. (Проверка на слайде)
- ад од уд ид да до
- дад дуд дод дыд дид
- Лида Дима дама думай
Разделить слова последней строчки на слоги. А что такое слог? (звуки, которые произносятся одним потоком воздуха)
Физкультминутка.
IV. Применение нового знания
1. Работа в учебнике стр.44.
Какое задание вы могли бы предложить? (одушевленные, неодушевлённые).
Назовите многозначные слова.
- Дорога - место где ездят машины, собираться в дорогу, время в пути, путь который ты проходишь.
- Дом - жилое здание. Семья, люди, живущие вместе. Родина- наш общий дом.
Как понимаете пословицу? В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Подчеркнуть слова стр.44. Дополнить слоги до слов.
3. Закрепление изученного.
Прочитать слова
- дама
- дом
- домик
- ладони
Значение всех ли слов вам понятно?
Дама - вежливое обращение к женщине. Замужняя женщина.
Прочитайте слово, с небольшим количеством букв, которое обозначает большой предмет.
Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький. Что можете сказать о словах дом и домик?
Назовите слова, где все согласные твёрдые, где все согласные мягкие?
Разделите их на слоги, поставьте ударение.
4.Учебник стр.44, прочитайте заголовок.
Что такое заклички? Заклички - от слова «закликать», то есть «звать, просить, приглашать, обращаться». Заклички - коротенькие песенки, обращение к силам природы. Наши предки считали, что можно обращаться к природным стихиям, дождь или хорошей погоды, тепла или мороза. Так появились заклички - обращения к силам природы.
- Подчеркните в тексте букву, с которой познакомились сегодня на уроке.
- Назовите слова, в которых эта буква обозначает мягкий согласный .
4. Игра «Слоги».
Приложение LearningApps.org(создание мультимедийных интерактивных упражнений, 2 страница)
V. Итог урока. Рефлексия
- Что узнали нового на уроке? Какое задание понравилось больше, почему?
- Охарактеризуйте новые звуки?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
Оцени свою работу на уроке.
- Весёлый смайлик - если на уроке всё получилось и было всё понятно.
- Серьёзный - были затруднения. Не всё удалось
- Грустный - ничего не получилось.