Формирование представлений о цвете, форме и величине у детей младшего дошкольного возраста в системе сенсорного воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений. В то же время, необходимо различать понятия «сенсорное воспитание» и «сенсорное развитие».

В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и так далее.

Понятие «сенсорные эталоны» было введено А.В.Запорожцем. Под сенсорными эталонами понимается обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Усвоение общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах предметов составляют сенсорную культуру человечества. В результате многовекового опыта человечество выделило такие системы общепринятых сенсорных эталонов, как: звуковысотная шкала музыкальных звуков; фонемы родного языка; системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и так далее. Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.

Программой воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементов строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделять внимание обучению обследовать предмет, анализировать его, предвидеть будущий результат действия с ним.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование преставлений о сенсорных эталонах. Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила общие для всех видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям младшего дошкольного возраста можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно - разборные игрушки, вкладыши, а так же игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и так далее.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

Немаловажную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения комплекса воспитательно - образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Так, прежде чем предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», необходимо поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и так далее.

Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и так далее.

Так же важным принципом организации процесса обучения является систематичность. В младшем дошкольном возрасте усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и других.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги), приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения [25].

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста, их надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно - психического развития малышей. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков.

В свою очередь, на этих же занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывал Н.Н.Поддьяков, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Некоторые занятия предусматривают объединение детей по двое, умение уходить с занятия тихо, чтобы не помешать товарищам, а это, в свою очередь, требует определенного уровня взаимоотношений, который достигается в процессе нравственного воспитания.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: младший дошкольный возраст характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микро периоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Первоначально детям дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, то есть заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Предложенная методика занятий в основном последовательно выдержана и предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Работа начинается с группой детей второго года жизни с сентября и ведется систематически до мая. Однако следует помнить, что в период комплектования групп из-за сложности адаптации детей к новым условиям данные занятия в первой половине сентября могут не проводиться.

Таким образом, методика работы с детьми младшего дошкольного возраста - это поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста, я использую материалы по сенсорному развитию М. Монтессори.

Комплекс мероприятий для детей младшего дошкольного возраста по развитию представлений о величине, форме, цвете
(посредством использования Рамок и вкладышей М. Монтессори, Сенсорного коврика)

Название мероприятия

Цели мероприятия

С использованием Рамок и вкладышей М.Монтессори

«Чудо-фигурки»

Познакомить детей с пособием «Рамки и вкладыши М.Монтессори»; систематизировать знания о сенсорных эталонах.

«Подарки с грядки»

Продолжать обогащать знания детей об овощах; закреплять сенсорные представления о форме, величине, цвете.

«Поможем Гному»

Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине, расположении предмета в пространстве; продолжать учить детей определять количество словами «один-много».

«Кто в домике живет»

Закреплять навыки работы с Рамками и вкладышами Монтессори; обогащать представления детей о величине и форме.

«Елочка»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете и форме предметов; продолжать учить детей сравнивать предметы по величине, понимать значение предлогов «на», «под».

«Путешествие в волшебную страну»

Развивать творческие способности и сенсорные представления у детей посредством Рамок и вкладышей М.Монтессори.

С использованием Сенсорного коврика

«Игрушки для куклы Кати»

Совершенствовать умение детей различать и называть цвета, геометрические фигуры; познакомить с правилами работы с Сенсорным ковриком.

«Смотрит солнышко
в окошко»

Формировать представление о форме, величине и цвете; развивать познавательный интерес к освоению сенсорных эталонов.

«Фрукты»

Закреплять названия овощей, их сенсорные признаки (цвет, форма, величина); учить детей находить парные предметы; обогащать чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.

«В гостях у котенка Пушка»

Закреплять умение различать один и много предметов; формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина; побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

Используя рамками и вкладышами М.Монтессори с детьми младшей группы очень эффективно проводить занятие «Чудо фигурки». В процессе этого занятия уточняются уже сформированные представления детей о сенсорных эталонах. Особый интерес у детей вызывает занятие «Подарки с грядки» (см. Приложение № 1), которое проводиться с детьми в игровой форме с двумя подгруппами. Дети охотно соглашаются на предложение посадить овощи - расселить их по домикам. Занятия с Рамками и вкладышами Монтессори, такие как «Поможем Гному», «Кто в домике живет», «Елочка» направлены на закрепление навыков работы с данным пособием, а так же дальнейшее сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Занятия с Сенсорным ковриком нацелено на совершенствование умений детей различать и называть цвета, геометрические фигуры. Подобранный комплекс мероприятий с использованием специальных дидактических пособий, направлен на повышение эффективности сенсорного воспитания.

В ходе специально организованных занятий проходит обучение детей младшего дошкольного возраста выделению свойств и отношений предметов на основе усвоения ими перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Таким образом, проблемой сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста занимались многие ученые в области педагогики и психологии и доказали, что оно является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В сенсорном развитии большое внимание уделяется сенсорным эталонам, и для их развития используются следующие способы: занятия, дидактические игры и упражнения по индивидуальной работе.

Литература

  1. Боброва Н.А. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Наталья Боброва. - М.: Питер, 2016. - 464 c.
  2. Бражаева О.М. Эмоционально-сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы) // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 5 (5). - С. 184-189.
  3. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн.: БрГУ, 2017. - 157 с.
  4. Винникова О.Е. Поддержка позитивной социализации развития детей дошкольного возрасты на основе использования развивающей среды сенсорной комнаты / О.Е.Винникова, С.Д.Титова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 480-482
  1. Галой Н.Ю. Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе с детско-родительскими парами и детьми раннего возраста // Соврем. дошкольное образование. - 2015. - № 1 (53). - С. 38-45.
  2. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. год., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1981. - 192с.
  3. Севальнева П.А. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / П.А.Севальнева, Р.А.Кутбиддинова // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 2 (9). - С. 75-77.
  4. Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей раннего возраста. ФГОС ДО (+ CD-ROM). - М.: Учитель, 2018. - 871& c.
  5. Шикина К.Д. Сенсорное развитие детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности // Наука и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 181-183.