Эффективные формы наставничества и способы их реализации в ОО

Разделы: Профессия — педагог


В настоящее время наставничество как инструмент развития кадрового потенциала внедряется повсеместно и целенаправленно. В сфере российского образования применение практик наставничества также является значимым инструментом, который утвердился исторически и закреплен нормативно в современных условиях. Современная система образования предполагает определенные механизмы входа молодого специалиста, начинающего педагога в профессию, оказание ему помощи на начальном этапе его профессионального становления. Эффективная адаптация молодого специалиста и начинающего педагога к условиям образовательной организации возможна при создании эффективной модели наставничества, организации методического сопровождения.

Понятие «наставничества» далеко не новое. Еще древнекитайский философ Конфуций отмечал роль наставников в образовании, говоря, что «самое трудное в учении - научиться чтить учителя, но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду, и лишь, перенимая правду, народ способен почитать науки». Значение этого нисколько не приуменьшилось в современной жизни. Открывая Год педагога и наставника, Президент РФ В.В.Путин сказал: «Вопросы обучения, наставничества - это всегда обращение к будущему. Традиции наставничества десятилетиями формировавшиеся в нашей стране, сейчас крайне востребованы. В условиях стремительных технологических изменений именно наставничество позволяет быстрее передавать от учителя к ученику лучший опыт и знания».

Наставник - это опытный педагог, имеющий устойчивые профессиональные достижения и успехи, стабильно показывающий высокое качество образования обучающихся по своему предмету вне зависимости от контингента детей; педагог-профессионал, пользующийся безусловным авторитетом среди педагогов, обладающий лидерскими качествами, организационными и коммуникативными навыками; методически ориентированный педагог, обладающий аналитическими навыками, способный провести диагностические и мониторинговые процедуры, готовый транслировать собственный профессиональный опыт, создавать рефлексивную среду для освоения коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеет сам; педагог, готовый к самосовершенствованию, инновационному профессиональному развитию в плане приобретения новых компетенций и опыта, социально мобильный, способный к самообучению и дальнейшей успешной самореализации, но при этом заинтересованный в успехах наставляемого коллеги и готовый нести личную ответственность за его результаты работы.

Наставляемый - это молодой или начинающий педагог; педагог, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы; педагог, желающий повысить свой профессиональный уровень в определённом направлении педагогической деятельности, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания; педагог, испытывающий другие профессиональные затруднения и осознающий потребность в наставнике.

Методическое сопровождение - это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Целью методического сопровождения является создание условий для обеспечения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования. Для этого необходимо в учреждении создать условия для формирования у педагогов мотивации и готовности к продвижению по индивидуальной траектории профессионального развития с учётом результатов первичной диагностики и выявленных дефицитов.

Профессиональная адаптация молодого, начинающего учителя, особенно в первые годы работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов. Часто уходят молодые, перспективные молодые люди не потому, что профессионально непригодны, а потому, что напряжение их внутренней жизни не может быть постоянным, к чему спокойно относятся опытные учителя. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения и навыки. Молодому специалисту необходимо получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Одним из приёмов повышения профессионального мастерства начинающего педагога является разработка индивидуального маршрута профессионального развития педагога.

Практическая значимость индивидуального маршрута заключается в систематизации деятельности педагога, профессиональном росте «на рабочем месте», использовании внешних (существующих в педагогическом сообществе) и внутренних стимулирующих факторов.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

  • диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
  • составление на основе полученных результатов индивидуального маршрута профессионального развития;
  • реализацию маршрута;
  • рефлексивный анализ эффективности индивидуального маршрута профессионального развития.

Алгоритм разработки индивидуального маршрута мы начинаем с работы по его составлению.

1 этап. Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной деятельности и пути их решения.

3этап. Для реализации индивидуального маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

  • многообразие и вариативность образовательных предложений (форм методической поддержки, содержания образования, педагогических технологий и т.д.);
  • возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального маршрута.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ мы решили проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии является деятельность педагога по реализации индивидуального маршрута.

Формы наставничества

  • Опытный педагог - молодой специалист
  • Лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий профессиональные затруднения
  • Педагог-новатор - консервативный педагог
  • Опытный предметник - неопытный предметник

Возможные формы и методы организации наставничества:

  • беседы;
  • собеседования;
  • тренинги;
  • встречи с опытными учителями;
  • открытые уроки;
  • внеклассные мероприятия;
  • тематические педсоветы;
  • семинары;
  • методические консультации;
  • посещение и взаимопосещение уроков;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • участие в различных очных и дистанционных мероприятиях.

Наставничество - процесс долгий и трудный, актуальный в наше время. Миссия наставника, как педагога опытного, помочь своим подопечным не сделать ошибок, которые, возможно, он сам когда-то совершал. Важно быть таким наставником, который не будет решать проблемы за наставляемого, а будет мотивировать его к решению проблем самостоятельным путем, помогать в профессиональном росте и личностном развитии.

Алгоритм действий по реализации индивидуального маршрута профессионального развития:

  • Педагог-наставник рассказывает, наставляемый слушает. Его задача - передать всю имеющуюся информацию по заданной теме.
  • Наставник показывает, наставляемый смотрит. Задача - показать практическое применение полученной информации на собственном примере.
  • Наставник выполняет работу совместно с наставляемым. Задача - закрепить полученную информацию на практике в совместной работе.
  • Наставник дает возможность наставляемому выполнить работу под наблюдением (присмотром) и дает обратную связью. Задача - дать наставляемому возможность приобрести собственный опыт, позволить самостоятельно решать имеющиеся задачи, при этом с помощью обратной связи скорректировать действия.
  • Наставляемый самостоятельно выполняет работу, а по итогу проводит рефлексивный самоанализ. Задача - провести рефлексию полученного опыта, наставник наводящими вопросами помогает провести самоанализ и сделать выводы по результатам проведенного мероприятия (урока).

Подводя итог, хочется сказать, что наставничество всегда играло важную роль во всех сферах общественной жизни, где выигрывали все стороны взаимодействия: кто-то получил и получает умения, навыки, уверенность, опыт; а кто-то - квалифицированные профессиональные кадры, умеющие работать творчески и методически грамотно. К педагогу-наставнику применимы слова древнего восточного философа Иманцуми: «Плохой хозяин растит сорняк. Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву. Дальновидный воспитывает работника». Задача методического сопровождения состоит в том, чтобы помочь педагогам в профессиональном росте, чтобы каждый из них стал мастером своего дела, основанного на знаниях, инновациях, любви к детям.