Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) на тему «Игра-путешествие в страну Геометрических фигур»

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Возраст: 6-7 лет.

Место проведения: группа.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Программные:

  • Закреплять названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, ромб, многоугольник).
  • Название дней недели.
  • Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20.
  • Продолжать знакомить с признаками многоугольников.
  • Называть соседей названного числа.

Обучающие:

  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки.
  • Закреплять знания о днях недели.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Социализация:

  • Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • Развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление активизировать словарь детей.

Методические приёмы:

  • Игровой.
  • Наглядный.
  • Словесный.
  • Практический.

Оборудование: Ножницы, бумажная фигура квадрат и треугольник, Робот Рубик, числовой ряд в пределах семи (два экземпляра разных цветов), «Танграм».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на остров «Геометрических фигур», но для этого нужно вспомнить какие геометрические фигуры они знают.

Игра: «Чудесный мешочек»

Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;
  • Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Дети превращаются в матросов, а воспитатель в капитана.

- А сейчас я вам предлагаю занять места на нашем корабле. Но прежде, чем пройти на палубу вы должны назвать соседей названного числа.

Игра: «Соседи числа»

Цель игры:

  • Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда.
  • Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.

Дети занимают места на корабле. Воспитатель отдает команду: «Полный вперед!» и корабль отправляется в плаванье.

Воспитатель рассказывает сказку про двух братьев.

- Жили-были два брата. Старшего брата звали Квадрат, а младшего Треугольник. Старший брат был веселый и добрый, а младший был злой и всегда всем недовольный. Он завидовал квадрату, потому что, у него было 4 угла, а у треугольника только 3. И вот однажды ночью, когда старший брат уснул, Треугольник взял ножницы и отрезал все 4 угла брата, а сам лег спать. Утром, когда братья проснулись, Треугольник увидев Квадрата еще больше огорчился. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что у старшего брата стало еще больше углов чем было.

- Сколько их стало?

Дети: 8.

- Это много или мало?

Дети: много.

- Вот так и стали называть фигуру. Многоугольник.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова.
Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят.

Команда сходит на берег. Капитан обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришел житель острова «Геометрических фигур» робот Рубик.

- Посмотрите внимательно на Рубика и скажите, из каких геометрических фигур он сделан и сколько их.

Дети выкладывают на магнитной доске геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал), а рядом цифру, соответствующую количеству данных фигур.

- Ребята, Рубик говорит, что вы большие молодцы и хорошо знаете геометрические фигуры и цифры. А сейчас он предлагает Вам поиграть в игру, но для этого вы должны вспомнить: Сколько дней в неделе?

Дети: 7.

- Назовите их по порядку.

Дети отвечают по очереди.

Игра: «Живая неделька»

Цель игры:

  • Совершенствование знаний о неделе и названии дней недели; ориентировка в пространстве с использованием слов "слева", "справа", "между".
  • На столе лежат перевернутые цифры (два комплекта), дети двигаются под удары бубна, по сигналу берут цифры со стола и выстраиваются по порядку и цвету цифр. И сами оказываются днями недели. Дети называют день недели, которыми на время игры они стали.

Воспитатель задает вопросы:

- Какой по счету день недели вторник?

- Четверг, назови своих соседей.

- Пятница, какой день недели после тебя?

- Суббота, между какими днями ты находишься?

- Молодцы, ребята!

- Рубик интересуется, вы умеете отгадывать математические загадки?

Дети: Да.

- Тогда попробуйте угадать их.

Сколько хвостов у троих ослов?

Дети: Три!

- Рубик задумал число, если от него отнять один, то получиться число 7. Какое число задумал Рубик?

Дети: 8!

На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок
Прибежал еще один
И уселся радом с ним.

- Сколько стало щенков?

Дети: Два!

Под кустом за полем ржи
жили дружные ежи
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать?

- Сколько всего ежей?

Дети: 4!

Щука в озере жила,
червячка с крючка сняла
Наварила Щука щей,
Пригласила трех ершей
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши.

- Сколько всего было рыб?

Дети: 4!

- Вы молодцы, все загадки отгадали правильно и нам пора возвращаться в детский сад. Но Рубик хочет дать нам еще одно задание, выложить из геометрических фигур предмет, а поможет Вам в этом игра «Танграм», которую вам дарит Рубик.

Но это задание вы будете выполнять в детском саду.

- Понравилось вам наше путешествие ребята?

- Да!

- Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными?

- Почему многоугольник называли именно так?

- У кого мы сегодня побывали в гостях?

- Молодцы! А теперь, капитан просит команду занять места на палубе корабля.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова.
Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят.

Капитан благодарит команду вручает каждому матросу игру «Танграм».

Цель игры: научить логически, думать, выделять геометрические фигуры, создавать заданную фигуру.

Задачи:

  • Развивать пространственное расположение
  • Развивать мелкую моторику
  • Воспитывать усидчивость и терпение