Возраст: 6-7 лет.
Место проведения: группа.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
Программные:
- Закреплять названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, ромб, многоугольник).
- Название дней недели.
- Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 20.
- Продолжать знакомить с признаками многоугольников.
- Называть соседей названного числа.
Обучающие:
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20.
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закрепить умение отгадывать математические загадки.
- Закреплять знания о днях недели.
- Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
Развивающие
- Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
- Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Социализация:
- Воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Коммуникация:
- Развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление активизировать словарь детей.
Методические приёмы:
- Игровой.
- Наглядный.
- Словесный.
- Практический.
Оборудование: Ножницы, бумажная фигура квадрат и треугольник, Робот Рубик, числовой ряд в пределах семи (два экземпляра разных цветов), «Танграм».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие на остров «Геометрических фигур», но для этого нужно вспомнить какие геометрические фигуры они знают.
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать на ощупь различные предметы, называть их;
- Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.
Дети превращаются в матросов, а воспитатель в капитана.
- А сейчас я вам предлагаю занять места на нашем корабле. Но прежде, чем пройти на палубу вы должны назвать соседей названного числа.
Игра: «Соседи числа»
Цель игры:
- Закрепить знания детей о последовательности цифрового ряда.
- Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 20.
Дети занимают места на корабле. Воспитатель отдает команду: «Полный вперед!» и корабль отправляется в плаванье.
Воспитатель рассказывает сказку про двух братьев.
- Жили-были два брата. Старшего брата звали Квадрат, а младшего Треугольник. Старший брат был веселый и добрый, а младший был злой и всегда всем недовольный. Он завидовал квадрату, потому что, у него было 4 угла, а у треугольника только 3. И вот однажды ночью, когда старший брат уснул, Треугольник взял ножницы и отрезал все 4 угла брата, а сам лег спать. Утром, когда братья проснулись, Треугольник увидев Квадрата еще больше огорчился. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что у старшего брата стало еще больше углов чем было.
- Сколько их стало?
Дети: 8.
- Это много или мало?
Дети: много.
- Вот так и стали называть фигуру. Многоугольник.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова.
Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят.
Команда сходит на берег. Капитан обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришел житель острова «Геометрических фигур» робот Рубик.
- Посмотрите внимательно на Рубика и скажите, из каких геометрических фигур он сделан и сколько их.
Дети выкладывают на магнитной доске геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал), а рядом цифру, соответствующую количеству данных фигур.
- Ребята, Рубик говорит, что вы большие молодцы и хорошо знаете геометрические фигуры и цифры. А сейчас он предлагает Вам поиграть в игру, но для этого вы должны вспомнить: Сколько дней в неделе?
Дети: 7.
- Назовите их по порядку.
Дети отвечают по очереди.
Игра: «Живая неделька»
Цель игры:
- Совершенствование знаний о неделе и названии дней недели; ориентировка в пространстве с использованием слов "слева", "справа", "между".
- На столе лежат перевернутые цифры (два комплекта), дети двигаются под удары бубна, по сигналу берут цифры со стола и выстраиваются по порядку и цвету цифр. И сами оказываются днями недели. Дети называют день недели, которыми на время игры они стали.
Воспитатель задает вопросы:
- Какой по счету день недели вторник?
- Четверг, назови своих соседей.
- Пятница, какой день недели после тебя?
- Суббота, между какими днями ты находишься?
- Молодцы, ребята!
- Рубик интересуется, вы умеете отгадывать математические загадки?
Дети: Да.
- Тогда попробуйте угадать их.
Сколько хвостов у троих ослов?
Дети: Три!
- Рубик задумал число, если от него отнять один, то получиться число 7. Какое число задумал Рубик?
Дети: 8!
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок
Прибежал еще один
И уселся радом с ним.
- Сколько стало щенков?
Дети: Два!
Под кустом за полем ржи
жили дружные ежи
Дочка, сын, отец и мать
Кто их может сосчитать?
- Сколько всего ежей?
Дети: 4!
Щука в озере жила,
червячка с крючка сняла
Наварила Щука щей,
Пригласила трех ершей
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши.
- Сколько всего было рыб?
Дети: 4!
- Вы молодцы, все загадки отгадали правильно и нам пора возвращаться в детский сад. Но Рубик хочет дать нам еще одно задание, выложить из геометрических фигур предмет, а поможет Вам в этом игра «Танграм», которую вам дарит Рубик.
Но это задание вы будете выполнять в детском саду.
- Понравилось вам наше путешествие ребята?
- Да!
- Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными?
- Почему многоугольник называли именно так?
- У кого мы сегодня побывали в гостях?
- Молодцы! А теперь, капитан просит команду занять места на палубе корабля.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова.
Пушки с пристани палят.
Кораблю пристать велят.
Капитан благодарит команду вручает каждому матросу игру «Танграм».
Цель игры: научить логически, думать, выделять геометрические фигуры, создавать заданную фигуру.
Задачи:
- Развивать пространственное расположение
- Развивать мелкую моторику
- Воспитывать усидчивость и терпение