Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, дикие животные


Тип урока: урок получения новых знаний.

Технология: развитие критического мышления,уровневой дифференциации.

Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных, отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Задачи урока:

Познавательные:

  • Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
  • Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
  • Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
  • Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.

1. Организационный момент

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке.

Настроение у нас - отличное!
А улыбка - дело привычное!
Пожелаем друг другу добра
Нам урок начинать пора!

2. Актуализация знаний

Цель: актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме

1). Перед вашими глазами девиз нашего урока, давайте его прочитаем. (1 слайд)

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

Как вы понимаете эти слова? Давайте вспомним, а о чём мы говорили на прошлом уроке? На какие две группы можно разделить все растения? (Дикорастущие и культурные)

- Как называется группа растений, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме. (Дикорастущие)

- А какие растения называют культурными? Для чего их выращивают люди?

2). А сейчас проведём блиц-опрос о растениях «Закончи предложение».

Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют… (кустарниками).

Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют… (плодовыми).

Растения, из которых получают волокна, называют… (прядильными). Это лен, хлопок.

Яблоня, груша, слива - фруктово-ягодные… (деревья).

Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют… (декоративными).

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

1). Аннаграммы

лкво (волк) кабасо(собака) шадьло(лошадь) ведьмед(медведь) яцза(заяц) ровако (корова)

- Правильно ребята. Как их можно назвать одним словом? (это все животные)

2). Определение темы урока. Постановка целей урока.

- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)

- Так о каких животных мы будем сегодня говорить?

- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)

- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения.

  • Знаю
  • Хочу узнать
  • Узнал

Я хочу предложить вам план, по которому мы будем работать.Прочитайте, что скажете (это вопросы, но они даны не в том порядке).

На доске:

  • Каково значение диких и домашних животных для человека?
  • Как произошло одамашнивание животных?
  • В чем сходство и различие диких и домашних животных?

4. Изучение нового материала. Работа в парах

Чтобы ответить на первый пункт плана, поработаем в парах и заполним таблицу.

Табл. №1. Нам предстоит сравнить и проанализировать образ жизни диких и домашних животных по вопросам.

Сейчас поработаем в парах. Вы уже работали в парах,давайте вспомнить основные правила работы в парах?

1.Разговаривать шепотом

2.Высказывать свое мнение по очереди

3.Выслушивать мнение каждого

4.Делать обобщающий вывод

5.Распределить кто отвечает

Самостоятельная работа в парах.

Каждому ряду свое задание.

2 группа:

- Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столе карточки жёлтого цвета. Соедините животное с его жилищем.

Кошка
Собака
Белка
Муравей
Лиса
Курица
Лошадь
Медведь

в муравейнике
в берлога
в норе
в курятнике
в конюшне
в дупле
в будке
в доме

Сделаем вывод: Дикие строят __________, домашним строит ____________.

Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.

- Назовите диких животных. кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)

- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)

ВЫВОД 1: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит человек. (дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)

1 группа.

Соединить стрелочкой животное и то чем он питается.

(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)

СОБАКА - КОСТОЧКА
ПЧЕЛА - МЁД
КОРОВА - СЕНО
БЕЛКА - ШИШКИ
КУРЫ - ЗЕРНО
МЕДВЕДЬ - РЫБА
КОШКА - МОЛОКО
ВОЛК - ДИЧЬ

ВЫВОД 2: Продолжить предложения. Дикие добывают пищу …, а домашних кормит …. …

(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)

3 группа. Соединить животное с его детёнышом, игра «Родитель - детёныш».

У коровы - … (теленок).
У свиньи -… (поросенок).
У кошки - … (котенок).
У козы - … козленок.

- Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)

- Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)

У лося - … (лосенок).
У белки - … (бельчонок).
У медведя - … (медвежонок).
У волка - … (волчонок).

- Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)

ВЫВОД 3: Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.

(Дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ САМИ и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)

По окончании работы появляется таблица.

Вопросы

Дикие животные

Домашние животные

1. Где они живут ?

На природе

С человеком

2.Как добывают пищу?

Самостоятельно

Кормит человек

3.Кто строит жилища?

Сами

Человек

4.Кто заботиться о них и потомстве?

Сами

Человек

ВЫВОД

Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

Домашних животных разводят люди. Люди кормят их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.

5. Это интересно. Как же появились домашние животные

Разберемся со вторым пунктом плана. Давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные

1) Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные. А помогут нам в этом Мамедов Руслан и Ясянкина Кристина.

Руслан: Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.

Кристина: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

Руслан: Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.

Кристина: Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.

Руслан: Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

2) Прочитайте запись на доске. На доске цитата А. Де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

- Кто знает, из какого произведения эта цитата?

- Как вы понимаете эту фразу?

- Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.

Общение с животными делает нас добрее, даёт много новых знаний и впечатлений. Любой зверь требует к себе любви и внимания, а ещё нужно тратить время. Прежде чем заводить животное, нужно познакомиться с его повадками и особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, будьте ответственными и милосердными хозяевами.

6. Физминутка

Учитель называет животное. Если оно домашнее, дети показывают, соединив руки над головой, домик. А если животное дикое - показывают свободный полёт. ( Лиса, пчела, медведь, овца, петух, рысь, лось, гусь, таракан, коза, карп, стриж, индюк, кальмар, божья коровка.)

7. Каково значение для человека имеют животные. Третий пункт плана - значение домашних животных для человека

- Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?

- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)

- Для чего человек выращивает домашних животных? (Они приносят пользу.)

2) Составление кластера (дети называют примеры названия животных)

  • продукты питания
  • шерсть
  • транспортные средства
  • охрана жилья

- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)

- Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)

ВЫВОД: Все животные нуждаются в заботе человека.

8. И хотелось бы завершить наш урок такими строками

(Пиантковская Варвара читает стихотворение)

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)

9. Подведение итогов урока

- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?

- Чем отличаются домашние животные от диких? Что узнали нового? Продолжите предложение:

  • Я узнал...

Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать о своём домашнем животном в рабочую тетрадь.

Рефлексия.

Заполните «Лесенку Успеха»

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок закончен.