Тип урока: урок получения новых знаний.
Технология: развитие критического мышления,уровневой дифференциации.
Цель урока: формирование представлений о диких и домашних животных, отработка умений безошибочно распределять животных на диких и домашних.
Задачи урока:
Познавательные:
- Формировать понятия "домашние" и "дикие" животные, особенности ухода за домашними животными, условий необходимых для их жизни;
- Формировать представления о сходстве и различии домашних и диких животных;
- Познакомить учащихся со значением домашних животных в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
- Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций: (развитие логических УУД):
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде;
- Воспитывать познавательный интерес;
- Воспитывать культуру общения: учитель-ученик, ученик-ученик.
1. Организационный момент
Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями, которые пришли посмотреть, как вы сегодня будете работать на уроке.
Настроение у нас - отличное!
А улыбка - дело привычное!
Пожелаем друг другу добра
Нам урок начинать пора!
2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
1). Перед вашими глазами девиз нашего урока, давайте его прочитаем. (1 слайд)
«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»
Как вы понимаете эти слова? Давайте вспомним, а о чём мы говорили на прошлом уроке? На какие две группы можно разделить все растения? (Дикорастущие и культурные)
- Как называется группа растений, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме. (Дикорастущие)
- А какие растения называют культурными? Для чего их выращивают люди?
2). А сейчас проведём блиц-опрос о растениях «Закончи предложение».
Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, называют… (кустарниками).
Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, называют… (плодовыми).
Растения, из которых получают волокна, называют… (прядильными). Это лен, хлопок.
Яблоня, груша, слива - фруктово-ягодные… (деревья).
Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цветниках, называют… (декоративными).
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока
1). Аннаграммы
лкво (волк) кабасо(собака) шадьло(лошадь) ведьмед(медведь) яцза(заяц) ровако (корова)
- Правильно ребята. Как их можно назвать одним словом? (это все животные)
2). Определение темы урока. Постановка целей урока.
- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Так о каких животных мы будем сегодня говорить?
- Какая тема нашего урока? (Дикие и домашние животные)
- Давайте поставим перед собой цели урока. Посмотрите на доску и продолжите предложения.
- Знаю
- Хочу узнать
- Узнал
Я хочу предложить вам план, по которому мы будем работать.Прочитайте, что скажете (это вопросы, но они даны не в том порядке).
На доске:
- Каково значение диких и домашних животных для человека?
- Как произошло одамашнивание животных?
- В чем сходство и различие диких и домашних животных?
4. Изучение нового материала. Работа в парах
Чтобы ответить на первый пункт плана, поработаем в парах и заполним таблицу.
Табл. №1. Нам предстоит сравнить и проанализировать образ жизни диких и домашних животных по вопросам.
Сейчас поработаем в парах. Вы уже работали в парах,давайте вспомнить основные правила работы в парах?
1.Разговаривать шепотом
2.Высказывать свое мнение по очереди
3.Выслушивать мнение каждого
4.Делать обобщающий вывод
5.Распределить кто отвечает
Самостоятельная работа в парах.
Каждому ряду свое задание.
2 группа:
- Каждое животное должен иметь свой дом, своё жилище. И сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание. У вас на столе карточки жёлтого цвета. Соедините животное с его жилищем.
Кошка
Собака Белка Муравей Лиса Курица Лошадь Медведь |
в муравейнике
|
Сделаем вывод: Дикие строят __________, домашним строит ____________.
Проверка. По одному животному один ученик читает и объясняет.
- Назовите диких животных. кто же строит жилища для диких животных? (они строят сами себе жильё)
- Назовите домашних животных, а кто строит жильё для домашних животных? (строит человек)
ВЫВОД 1: Давайте сделаем вывод. Дикие строят сами, домашним строит человек. (дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЖИЛЬЁ СТРОЯТ САМИ и ЖИЛЬЁ СТРОИТ ЧЕЛОВЕК)
1 группа.
Соединить стрелочкой животное и то чем он питается.
(На стол детей учитель кладёт карточки, дети собирают карточки)
СОБАКА - КОСТОЧКА
ПЧЕЛА - МЁД
КОРОВА - СЕНО
БЕЛКА - ШИШКИ
КУРЫ - ЗЕРНО
МЕДВЕДЬ - РЫБА
КОШКА - МОЛОКО
ВОЛК - ДИЧЬ
ВЫВОД 2: Продолжить предложения. Дикие добывают пищу …, а домашних кормит …. …
(учитель вывешивает кластер на доску ПИЩУ ДОБЫВАЮТ САМИ и КОРМИТ ЧЕЛОВЕК)
3 группа. Соединить животное с его детёнышом, игра «Родитель - детёныш».
У коровы - … (теленок).
У свиньи -… (поросенок).
У кошки - … (котенок).
У козы - … козленок.
- Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
- Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)
У лося - … (лосенок).
У белки - … (бельчонок).
У медведя - … (медвежонок).
У волка - … (волчонок).
- Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)
ВЫВОД 3: Давайте сделаем вывод. Дикие животные сами заботятся о своём потомстве, а за потомством домашних заботятся люди.
(Дети делают вывод, учитель вывешивает кластер ЗАБОТЯТСЯ О ПОТОМСТВЕ САМИ и ЗАБОТИТСЯ О ПОТОМСТВЕ ЧЕЛОВЕК)
По окончании работы появляется таблица.
Вопросы |
Дикие животные |
Домашние животные |
1. Где они живут ? |
На природе |
С человеком |
2.Как добывают пищу? |
Самостоятельно |
Кормит человек |
3.Кто строит жилища? |
Сами |
Человек |
4.Кто заботиться о них и потомстве? |
Сами |
Человек |
ВЫВОД |
Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. |
Домашних животных разводят люди. Люди кормят их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. |
5. Это интересно. Как же появились домашние животные
Разберемся со вторым пунктом плана. Давным-давно не было домашних животных, а были только дикие животные
1) Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как же появились домашние животные. А помогут нам в этом Мамедов Руслан и Ясянкина Кристина.
Руслан: Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа, а люди жили в пещерах. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
Кристина: Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
Руслан: Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
Кристина: Таким же образом Человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика. Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.
Руслан: Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
2) Прочитайте запись на доске. На доске цитата А. Де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Кто знает, из какого произведения эта цитата?
- Как вы понимаете эту фразу?
- Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.
Общение с животными делает нас добрее, даёт много новых знаний и впечатлений. Любой зверь требует к себе любви и внимания, а ещё нужно тратить время. Прежде чем заводить животное, нужно познакомиться с его повадками и особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, будьте ответственными и милосердными хозяевами.
6. Физминутка
Учитель называет животное. Если оно домашнее, дети показывают, соединив руки над головой, домик. А если животное дикое - показывают свободный полёт. ( Лиса, пчела, медведь, овца, петух, рысь, лось, гусь, таракан, коза, карп, стриж, индюк, кальмар, божья коровка.)
7. Каково значение для человека имеют животные. Третий пункт плана - значение домашних животных для человека
- Скажите мне, а для чего же человек одомашнил животных, для чего он заботится о них, строит жилище, кормит их?
- Какую пользу они ему приносят, как они платят ему за заботу? (Ответы детей)
- Для чего человек выращивает домашних животных? (Они приносят пользу.)
2) Составление кластера (дети называют примеры названия животных)
- продукты питания
- шерсть
- транспортные средства
- охрана жилья
- А приносят ли пользу дикие животные? (Ответы детей)
- Мы с вами сегодня много узнали и хотелось бы что бы вы сделали ещё один вывод. А какие животные дикие или домашние нуждаются в нашей заботе, в нашей любви и внимания? (Ответы детей)
ВЫВОД: Все животные нуждаются в заботе человека.
8. И хотелось бы завершить наш урок такими строками
(Пиантковская Варвара читает стихотворение)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
- Какой вывод можно сделать из этого стихотворения? Что мы должны запомнить прежде всего? (Ответы детей)
9. Подведение итогов урока
- На какие две группы мы сегодня научились распределять животных?
- Чем отличаются домашние животные от диких? Что узнали нового? Продолжите предложение:
- Я узнал...
Выставление оценок.
Домашнее задание. Написать о своём домашнем животном в рабочую тетрадь.
Рефлексия.
Заполните «Лесенку Успеха»
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок закончен.