Тип урока:
|
Открытие нового знания
|
Авторы УМК:
|
«Начальная школа XXI»; Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М,: Вентана-Граф, 2020.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.,: Вентана-Граф, 2020.
|
Цели урока:
|
создание условий для проявления познавательной активности учеников при знакомстве с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», «исторические источники», «лента времени».
|
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
|
Личностные результаты:
- Проявлять познавательный интерес и активность при изучении нового материала.
-Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной оценке собственных поступков.
- Вести учебный диалог в соответствии с нормами (отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога).
- Проявлять уважение к результатам своего труда и результатам труда других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной деятельности.
- Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
- Корректировать выполнение задания.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
- Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
- Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
- Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
- Выполнять задания по аналогии.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
- Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- сформировать представления об истории как науке,
- изучающей прошлое;
- воспитывать интерес к предмету окружающий мир;
- развивать устную речь, воображение, умение анализировать и делать выводы.
|
Оборудование:
|
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран.
|
Образовательные ресурсы:
|
самостоятельно разработанная презентация.
|
№
|
Этап урока, цель этапа
|
Деятельность учителя с содержанием взаимодействия с учащимися
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1
|
Организационный
Цель: создать условия для восприятия учебного материала
|
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на деловой ритм урока.
|
Коммуникативные УУД:
-Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной деятельности.
|
2
|
Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
|
-Предлагаю вам детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.
На парте у каждой пары лежат разрезные карточки.
- Собери из карточек девиз урока эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;
- Сверь с образцом (слайд №1)
|
Слушают, отвечают на вопросы учителя, размышляют.
|
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
- Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Познавательные УУД:
Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
- Выполнять задания по аналогии.
- Сравнивать и группировать предметы, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
|
3
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
|
- Выполните задание на карточках.
Прочитай следующие высказывания и выполни задания:
1. Недалеко то время, когда люди смогут проводить отпуск на космических станциях.
2. В конце XVII века мечты о полётах людей считались выдумками и чудачеством.
3. ХХI век по праву называют веком информации.
4. Задолго до появления автомобиля люди научились пользоваться конными повозками.
5. В 2014 году в Сочи состоялись зимние Олимпийские игры.
6. В нынешнем году ты учишься во 2 классе.
А. Какие высказывания относятся к прошлому? Запиши их номера ________.
Б. Какие высказывания относятся к настоящему? Запиши их номера _______.
В. Какие высказывания относятся к будущему? Запиши их номера ________.
|
Выполняют задание на карточках.
|
Регулятивные УУД:
- Осуществлять самопроверку работ.
- Корректировать выполнение задания.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
- Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
- Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
- Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Познавательные УУД:
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
|
- Осуществите контроль результатов своей деятельности (слайд №2)
- Посмотрите на слайд, если совпали ответы, то поставьте себе +, если не совпали, то -.
|
Выполняют самопроверку.
|
Работа в ПТ с.52, №7 «Закончи предложения»
|
Работают в ПТ.
|
На С.105 учебника дано определение понятий «Прошлое. Настоящее. Будущее», сверь свой ответ с текстом из учебника.
- Прочитай рубрику «Обрати внимание» на с.105, постарайся выделить главную мысль.
- Рассмотрим «ленту времени», с.105 в учебнике. Ответьте на вопрос: какую часть ленты времени изучает история?
- Почему стрелка направлена из прошлого в будущее?
(Стрелка направлена из прошлого в будущее, потому что лента времени распределяет события от произошедших до возможных).
- Прочитайте, материал, представленный в учебнике на с. 106, ответьте на вопрос: «Как люди узнают о прошлом?»
|
Работают с текстом учебника.
|
Работа в парах.
- Рассмотрите внимательно иллюстрации. Распределите картинки на две группы, в зависимости от того, какие исторические источники помогают узнать о прошлом ученым-археологам, а какие ученым-историкам:
- Осуществите контроль результатов своей деятельности (слайд №3 )
- История - это интересная наука, которая изучает жизнь народа, государства, страны в прошлом.
-Вы уже познакомились с настоящим России, с тем, какая она сейчас. А сегодня мы начнем изучать прошлое нашей страны, то, какой она была очень давно. Т.е. её историю.
|
Работают в парах, распределяют картинки на две группы.
|
4
|
Целеполагание
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
|
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Какие задачи мы поставим перед собой?
Дети высказывают своё мнение, в результате чего формулируется тема и задачи урока. - Тема нашего урока: «Как Русь начиналась? Прошлое, настоящее, будущее».
Цель урока:
1). Узнать, что такое история;
как жили люди в России в прошлом.
2). Научиться работать с информацией.
-Как вы думаете, всегда ли Россия была такой как сейчас?
Я предлагаю вам небольшой текст. После прочтения вам необходимо ответить на вопросы.
|
Высказывают свои предположения.
|
Регулятивные УУД:
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
- Определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
|
5
|
Включение нового знания в систему знаний
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению нового материала, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
|
Работа в группах с учебным материалом.
- Почтите статью «Как Русь начиналась». Найдите ответы на предложенные вопросы. (Приложение №1)
|
Работают в микрогруппах.
|
Коммуникативные УУД:
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми
|
6
|
Физминутка
Цель: активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала.
|
Комплекс упражнений:
И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.
И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек.
|
Выполняют комплекс упражнений.
|
Личностные УУД:
- Проявлять уважение к результатам своего труда и результатам труда других людей.
|
7
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
|
1). Как называли себя предки русских людей?
2). Как предки русских людей называли родную землю?
3). Как жили люди в те давние времена?
4). Где селились славяне?
5). Как укрепляли славяне свои поселения?
6).* Откуда пошло название «город»?
7).* Из какого материала строились древние города?
8).* Почему древние славяне селились на высоких берегах рек?
Ответы на вопросы. Отвечает один представитель от группы. Правильные ответы появляются на слайдах. Ученики проверяют правильность ответа группы и свою работу.
Правильные ответы:
1.Предки русских людей называли себя славянами.
2.Родную землю они называли Русью.
3.Жили в те давние времена племенами. Все важные вопросы решали сообща, на народном собрании.
4.Селились славяне на высоких берегах больших рек и озёр.
5.Для защиты от врагов они огораживали свои поселения высоким забором, городьбой.
|
Самостоятельно выполняют задание на карточках.
Проверяют работу группы.
|
Познавательные УУД:
Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
- Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
- Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
|
8
|
Закрепление
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
|
- Предлагаю вам в качестве закрепления разгадать кроссворд.
Кроссворд
1. Служил защитой воинов от стрел и копий, был обтянут кожей или обит железом. (щит)
2. Предки русских людей (славяне)
3. В доме лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это… (постель)
4. Глава племени. (вождь)
5. События, которые произошли давно или недавно (прошлое)
6. Вече - это народное. (собрание)
7. Большое объединение людей, которым жили славяне (племя)
8. И получилось у нас слово ИСТОРИЯ, что это за наука? (изучает прошлое народа, страны, важные события).
- Какие задачи мы ставили с вами в начале урока перед изучением темы? Какие задачи нам удалось решить полностью? Над какими задачами нам ещё предстоит работать на следующих уроках? Кто из вас захотел узнать об истории страны более подробно? Как вы думаете, где ещё можно найти информацию?
|
Самостоятельно заполняют кроссворд.
|
Познавательные УУД:
- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.
- Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
- Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
|
9
|
Рефлексия
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
|
- Оцените свою работу на уроке по критериям:
9 - 10 «+» и более - «5»;
7 - 8 «+» - «4»;
5 - 6 «+» - «3».
- Поднимите руки все, кто доволен своей работой. Поднимите руки все, кто сохранил своё хорошее настроение.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Рефлексия собственной деятельности.
|
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
|
10
|
Домашнее задание
|
Задание по выбору: стр. 107-108 в учебнике пересказ статьи или сообщение о труде древних славян; ответить на вопросы под*.
|
|
|