Цель: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды в детском оздоровительном учреждении.
Методическая разработка поможет воспитателю эффективно формировать и создавать ситуации успеха во внеурочной деятельности. Анализ научных статей и практическая деятельность педагогов позволили:
- Выделить основные приемы личностного подхода к обучающемся;
- Определить методы позволяющие сформировать ситуации успеха;
- Предложить ряд мероприятий позволяющий создать ситуацию успеха у обучающихся во внеурочной деятельности.
Ситуация успеха - фактор развития личности. Ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех. Успех - результат такой ситуации. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной какой-либо работы.
Алгоритм создания ситуации успеха на занятии
В своей деятельности педагоги санатория используют следующий алгоритм создания ситуации успеха:
1. Первое обязательное условие - атмосфера доброжелательности на протяжении всего занятия: улыбки, дружеские подбадривания, добрый взгляд, приветливость, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей. В нашем санатории «Лечение радостью» создана обстановка жизнерадостности. Это выражается в том, что ребенка приветливо встречают, здороваются, делают комплименты, обращают внимание на внешний вид - одежду, прическу.
2. Второе условие - снятие страха - необходимо для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи, помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела. Поэтому педагог непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно», «Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы же рядом, мы все готовы».
Назначение данного приема: Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценка окружающих.
Речевая парадигма: «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Самостоятельная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
3. Авансирование успешного результата - дружеское положительное подкрепление. Авансирование - оглашение достоинств, которые еще не умеет проявлять человек, но которыми его наделяют окружающие. На занятиях объявляю о положительном результате до того как они получены, указывая на достоинства ребенка. Часто это применяю к неуверенным, стеснительным детям. Это увеличивает меру уверенности в себе, повышает их настроение, активность, находчивость.
- Назначение приема: Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь помогает поверить учащемуся в свои силы и возможности.
- Речевая парадигма: «У вас обязательно получится…»,
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
4. Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
- «Возможно, лучше всего начать с...»,
- «Выполняя работу, не забудьте о...».
Здесь применим индивидуальный подход к каждому ребенку.
5. Внесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например, внесение мотива:
- «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.
Этот случай применим при коллективной работе с детьми.
6. Персональная исключительность обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:
- «Только ты и мог бы….»
- «Только тебе я и могу доверить…»
- «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.
В данном случае мы используем индивидуальный подход к ребенку, поручение какого-нибудь дела. Например, подготовить сообщение или какую-то историю, легенду к занятию по новой теме.
Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат.
7. Мобилизация активности или педагогическое внушение необходима для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:
- «Нам уже не терпится начать работу…»,
- «Так хочется поскорее увидеть…».
- Тон при произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным. Демонстрацией готовой работы побуждаю ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем терять время - приступаем к работе, чтобы у вас получилось так же красиво и аккуратно».
8. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Для этого педагогу следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «Тебе особенно удалось...», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Это поможет эмоционально подкрепить уверенность учащихся в своих силах и не опустить руки.
Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного. Помогает пережить эмоционально успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали, что тоже помогает учащемуся почувствовать себя успешным.
В этом случае педагоги стараются анализировать работы по-детально (в композиции с животными выделяю лучшую поделку), подчеркивая успехи каждого ребенка.
Для формирования у учащихся мотивации к достижению успеха, педагоги соблюдают такие педагогические условия как:
- задачи для учащихся - посильные;
- деятельность соответствует интересам учащихся;
Для создания ситуации успеха в своем объединении педагоги санатория пользуются педагогическими приемами, описанными выше, также используют и другие речевые парадигмы, которые нужны для поддержки и поощрения. Потому что, любые, даже самые незначительные достижения должны поощряться педагогом. Например: «У тебя получилось...», «Ты делаешь это значительно лучше, чем вчера», «Продолжай работать также и добьешься большего», «Я знала, что ты сможешь это сделать», «Ты неузнаваема сегодня», «Замечательно», «Хорошая работа» и др.
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отмечать успехи и достижения учащихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ребенка.
- Использовать на определенном этапе обучения систему поощрения в виде участия в выставках и конкурсах и получении за это наградного материала.
- Применять на занятиях задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания творить. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в творческой работе - завтрашний успех в жизни!
Существуют некоторые элементы успеха:
- охрана физического и психологического здоровья ребенка, его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении;
- направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;
- развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей.
Основные приёмы, формирующие ситуации успеха во внеурочной деятельности
Ситуацию успеха в оптимизационной модели внеурочной деятельности можно создавать с помощью культурно творческого дела организованного как самим воспитателем так и детьми, проведением мастер-классов, личностно-ориентированным подходом, созданием атмосферы психологического комфорта на занятиях и оценкой достижений ребенка.
Что бы правильно формировать ситуации успеха необходимо опираться на личностный подход к каждому ребенку, который поможет выявить возможности и способности воспитанников, поможет обучающемуся в становлении личности, самоутверждении и самопознании.
Личностный подход - это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Для того, что бы применять личностный подход к каждому ребенку, можно пользоваться приемами личностно-ориентированных занятий для внеурочной работы:
- Подбирать материал, задания и поручения в соответствии с возрастом, умственными и физическими способностями школьников.
- Предлагать различные формы и виды внеурочных занятий. Предоставлять возможность ребятам выбирать сами занятия, задания и поручения. При этом необходимо поощрять
- Для работы, проведения заданий детей лучше разбивать на небольшие группы (5-6 человек), для того, чтобы учащимся было комфортно работать, а педагогам имел возможность поработать с каждым ребенком лично.
- Использовать игровые приемы, которые снижают напряженности и стресс во время занятий, развивают коммуникативные способности.
- Необходимо постоянно проводить рефлексию, которая помогает в первую очередь педагогу понять результаты и успехи своих учащихся.
При соблюдении вышеперечисленных приемов ребенок сможет плодотворно развивать свои творческие и интеллектуальные способности во внеурочное время, и получать ощутимые результаты. При появлении положительных результатов и первых побед, педагог должен отметить их, указать на них самому учащемуся, ведь в большинстве случаев маленькие победы остаются не замеченными. После того, как ребенок испытает первое чувство успеха, ему захочется испытывать это чувство снова и снова, а педагог должен поддержать в этом его. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Подробно нужно остановиться на создании атмосферы психологического комфорта, которая зависит от педагога. Детям должно быть комфортно находится в помещении, в котором проводятся занятия.
Хорошо оформленное помещение настраивает детей на тематику занятий и помогает погрузиться в ситуацию. Мебель должна быть расставлена нетрадиционно. Например, стулья могут быть расставлены по кругу. Музыкальные композиции снимают напряжение на занятиях и мероприятиях, для лучшего эффекта можно составить музыкальный альбом из любимых мелодий учеников. Также само поведение педагог может положительно или негативно сказаться на атмосфере в группе. Для положительного эффекта, воспитателю необходимо встречать всех детей с улыбкой, поддерживать эмоциональный тон в течение всего занятия. Также детей нужно подбадривать, сопереживать и поддерживать.
Коллективно-творческое дело - один из распространенных методов создания ситуации успеха.
Обратимся к наследию Игоря Петровича Иванова. Он писал: «Коллективно-творческое дело - это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат».
Структура коллективно-творческого дела
- совместное решение о проведении дела;
- коллективное планирование;
- коллективная подготовка;
- проведение коллективно-творческого дела;
- коллективный анализ;
- решение о последействии.
Такой метод создания ситуаций успеха, очень эффективен. Организацию дела можно полностью доверить инициативным школьникам, но при этом контролируя их работу. В процессе организации ребята начнут чувствовать командную работы, появится возможность выделить лидеров в группе. При коллективном планировании лучше прийти обучающимся на помощь, чтобы не упустить важных моментов и дать необходимые советы. Коллективная подготовка поможет сплотить коллектив, выявить скрытые таланты обучающихся и дать возможность проявить эти таланты. После окончания коллективно-творческого дела, ребята будут ощущать эмоциональный подъем от успешно выполненного дела, здесь преподавателю необходимо похвалить и отметить каждого участника. Иначе обучающиеся которых не отметили могут не получить ту самую ситуацию успеха, которая приводит к уверенности в себе и дальнейшей мотивации в развитии.
Мастер-класс - следующий метод создания ситуации успеха во внеурочной деятельности. Мастер-класс - это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. На такой форме обязательно должен присутствовать эксперт, который разбирается в теме мастер-класса. Таким экспертом может стать педагог, а может обучающийся. Любому обучающемуся будет приятно провести мастер-класс для своих ровесников или ребят помладше, что бы научить, или рассказать о чем-то в интересной форме. Каждому воспитаннику, которому будет поручена такая серьезная роль, как роль эксперта, будет трудно, но в процессе самого мастер-класса и по его завершению он почувствует невероятный заряд сил и повысит свою самооценку. Так сработает ситуация успеха, которую для ученика организовал сам преподаватель. Ребята, которые будут участвовать в такой форме, также смогут почувствовать себя успешными, когда научатся делать то, чем никогда не занимались, или узнают нечто новое и расширят свой кругозор. Преподавателю здесь нужно объяснить всем участникам важность такого мероприятия и сделать акцент на результатах пройденного мероприятия.
Внеурочные воспитательные мероприятия - это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной воспитательной работе.
Такую форму воспитательных мероприятий организует сам педагог и здесь возможно продумать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Ведь педагог организующий ряд таких мероприятий знает способности каждого ребенка, знает кому необходимо повысить самооценку и уменьшить тревожности. Проанализировав учащихся педагог создаст качественное мероприятие, на котором обучающиеся могут проявить свои творческие и интеллектуальные способности.
Итак, для того, чтобы сформировать ситуацию успеха во внеурочной деятельности необходимо использовать личностный подход, создать атмосферу психологического комфорта, использовать коллективно-творческое дело, мастер-классы и внеурочные воспитательные мероприятия. Все это создаст условия для возникновения ситуаций успеха школьника. А педагог грамотно укажет на успех обучающегося, тем самым повысив его в глазах одноклассников, простимулирует ребенка для достижения дальнейших положительных результатов.
Внеурочные воспитательные мероприятия, направленные на формирования ситуаций успеха
Сталкиваясь на практике с формированием ситуаций успеха, именно во внеурочной деятельности у педагогов возникает много вопросов.
Для того, что бы приобрести опыт формирования успеха в рамках внеурочной деятельности педагог может начать с организации мероприятий направленных на выявление творческих способностей ребенка, например внеурочные воспитательные мероприятия.
Обучающимся любого возраста будет интересно такое мероприятие, которое может организовать педагог, сами дети или оно возникнет в процессе совместной работы.
Одним из предложенных внеурочных воспитательных мероприятий может быть «Интеллект.инфо», а форма такого мероприятия - тематический день. Перед началом такого мероприятия следует украсить кабинет, приготовить все необходимые материалы, презентацию и выбрать музыкальные композиции. До начала дети разбиваются на команды по своим способностям, что очень удобно. Разделить на команды может или сам преподаватель или дети в игровой форме. В процессе мероприятия дети показывают свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности, при этом не соревнуясь между командами. Все задания дети делают для себя и демонстрируют свои умения и навыки. Также в процессе такого воспитательного мероприятия дети узнают новые факты о жизни гениальных людей. Такая форма внеурочного мероприятия помогает проявить способности всех школьников и они смогут ощутить ситуацию успеха специально организованную для них преподавателем. А в дальнейшем будут развиваться в творческой, спортивной и интеллектуальной сферах. Помимо ощущения ситуации успеха обучающиеся научаться относиться с уважением к истории своей страны, уважению героев своей Родины.
Еще одним внеурочным воспитательным мероприятием направленным на создание ситуаций успеха являются мероприятия с формой проведения- дебаты. Такая форма будет более интересна для учеников старшей школы, но можно провести и в среднем звене. Такое мероприятие требует точное соблюдение правил и регламента, которые необходимо озвучить. На дебатах обязательно присутствует ведущий, которым можно сделать ученика, в результате мы создадим условия для возникновения ситуации успеха. Ведущего необходимо заранее подготовить, обговорить все детали и объяснить всю серьезность его положения, и в таком случае выступление ведущего будет успешным. И уже на начальном этапе такого мероприятия учитель получит ученика испытавшего ситуацию успеха. Но не стоит забывать о участниках, членах жюри и зрителях. В команды нужно набрать ребят, которые смогут рассмотреть предлагаемые проблемы с разных стороны. Но есть школьники нейтральные к таким мероприятиям или с высоким уровнем тревожности. Таких ребят, желательно включить в команды с более активными ребятами, что бы в итоге у команд были успешные выступления, а малоактивные и нейтральные ученики смогли бы ощутить чувство успеха и стремиться к дальнейшим победам. В члены жюри желательно взять педагогов, родителей или психологов, которые смогут более объективно оценить ребят и суметь создать каждому участнику свою ситуацию успеха, отметив их добрым словом или пожеланием. К сожалению не все ребята смогут ощутить в такой форме успех, но данная форма будет полезна и интересна самим школьникам и преподавателю.
Такие формы внеурочной работы можно проводить как минимум раз в заезд, мероприятия можно приурочить к каким-либо важным праздникам.
Итак, существует множество форм организации внеурочной деятельности, но воспитательные мероприятия уже долгое время остаются самой актуальной и востребованной формой. Помимо сплочения школьного коллектива, нравственного воспитания, мы увидели, что педагог при правильной организации может создать огромное количество педагогических ситуаций успеха только на одном мероприятии. При этом успех коснется каждого воспитанника. В результате таких занятий дети будут чувствовать успех и найдут новые увлечения.