Методическая разработка урока технологии для обучающихся 5 класса по теме «Основное швейное оборудование. Основные приёмы работы на бытовой швейной машине» составлена с использованием УМК «Технология», 5-9 классы под редакцией В.М.Казакевича.
Это урок из темы «Инструменты, механизмы и технические устройства». В основе занятия - технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.
Учитель при командной работе класса ставит целью достижение следующих образовательных результатов: развитие умения работать в группе, в паре, развитие умения анализировать и сопоставлять предложенную информацию, выделять общее и частное, на основании самостоятельного поиска приходить к решению учебных задач.
Используется два вида оценки образовательных результатов:
- командная самооценка предметных результатов (правильность изложения материала, логика, чёткость),
- индивидуальная оценка личностных результатов.
Формы контроля развивающие: самоконтроль, взаимоконтроль, самостоятельная проверка по эталону, - позволяют обучающимся видеть проблемы и совершенствовать предметные результаты.
Цели урока: знакомство с классификацией машин швейного производства. Освоение приемов работы на швейной машине.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемая технология: технология сотрудничества с элементами проблемного обучения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
- ученик получит и проанализирует опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных рабочих инструментов;
- получит и проанализирует опыт ведения технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту (заправки и работы швейной машины).
Метапредметные результаты:
познавательные:
- развитие умения анализировать предложенную информацию и делать выводы для решения учебных задач;
- развитие умения сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам;
- выявлять сходство и различия, общее и частное, целое и часть
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично).
регулятивные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- самостоятельная работа с материалом, составление плана и последовательности действий;
- контроль и оценивание своей деятельности с целью внесения необходимых корректив в план действий.
коммуникативные:
- взаимодействие в группе (в паре) одноклассников, распределение ролей при выполнении учебной задачи;
- развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать мысль;
- оформление высказывания в устной и письменной форме.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе познавательной деятельности;
- развитие логического мышления, культуры речи;
- эмоционально-ценностное отношение к выразительности и богатству русского языка.
Решаемые учебные задачи:
- Познакомить с классификацией машин швейного производства, с устройством швейной машины и правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
- Научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, бытовые швейные машины, машина с программным обеспечением.
1. Мотивация учебной деятельности
Добрый день! Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением.
2. Актуализация знаний
- Человек давно научился изготавливать одежду, которая защищает его от холода, жары, влаги, ветра, укусов насекомых, помогает скрыть недостатки фигуры, украшает.
- Скажите, а какие инструменты и оборудование необходимо для изготовления одежды?
- Иглы, ножницы, сантиметровая лента, швейная машина, утюг.
3. Целеполагание
Ребята, как вы думаете, почему человек стал шить одежду на швейной машине, но и шил бы вручную? Какие преимущества машинная обработка швейного изделия имеет перед ручной обработкой?
- Строчка более прочная. Меньше времени идет на изготовление.
- В наше время, к сожалению, выпускается очень много не качественных швейных изделий. И вы наверно замечали, что мамам часто приходиться выполнять ремонт одежды (прошивать распущенные швы, накладывать латки, обрезать и подшивать длинные брюки, юбки и т.д.). Скажите, а вы смогли бы помочь маме, сделав качественный ремонт своей одежды самостоятельно, используя швейную машину.
- Да. Нет.
- (если да) На любой ли машине ты сможешь выполнить ремонт одежды?
- (если нет) Почему?
- Я не умею шить на швейной машине.
- А вы хотели бы научиться шить на машинке, чтобы помогать маме?
- Да.
О чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего урока? (О швейной машине)
Какова цель урока? Узнаем об устройстве швейной машины. Научимся заправлять швейную машину, освоим приемы работы на швейной машине.
- Откройте тетради и запишите тему урока: «Элементы машиноведения. Классификация машин швейного производства».
4. Этап реализации поставленных задач
Изучение нового материала.
В течение урока вам предстоит неоднократно давать оценку своей работы. По результатам оценивания вы сможете поставить себе отметку. Знакомство с таблицей №1.
Групповая работа
Задание 1. Работая в группе, прочтите внимательно тексты (учебник стр.43-45) заполните схему и ответьте на вопрос, изучите устройство швейной машины, используя рисунок, покажите эти детали на швейной машине, предварительно распределив обязанности в группе. Время выполнения задания 10 минут.
Вопросы по группам:
- В каких отраслях народного хозяйства используется швейная машина?
- Почему современные бытовые швейные машины называют универсальными?
- Что такое привод?
- Какие правила нужно соблюдать при установке швейной машины на стол?
Текст
Швейной машиной называется оборудование, осуществляющее ниточное соединение деталей.
Швейные машины широко используются в различных отраслях народного хозяйства, в частности, в швейной, трикотажной, меховой, обувной, кожгалантерейной подотраслях легкой промышленности, а также в шинной, ковроткацкой, текстильной отраслях, в ателье и домах моделей, в театральных мастерских и мебельных и шторных салонах, в магазинах готовой одежды и во множестве других сфер.
Все выпускаемые швейные машины по назначению подразделяются на:
- стачивающие, предопределенные для соединения деталей одежды
- специализированные по видам работ: обрезка и обметывание среза, окантовывание среза, вышивание.
- машины-полуавтоматы, которые выполняют определенный вид работ: обметывание петель, пришивание пуговиц, и т.д.
- универсальные
Современные универсальные бытовые машины позволяют не только соединять детали прямой строчкой, но и выполнять разные виды декоративных строчек, а использование специальных лапок позволяют выполнить обметывание петель, пришивание пуговиц, окантовывание срезов, обработку потайной застежки молния и т.д.
Схема «Классификация швейных машин»
Проверка выполнения задания
- При работе на швейной машине необходимо соблюдать правила техники безопасности. Откройте учебники на стр. 44 и познакомьтесь с этими правилами.
Знакомство с техникой безопасности: самостоятельное чтение, проговаривание правил.
- Прежде чем шить на машине, надо заправить верхнюю и нижнюю нити. Познакомиться с заправкой верхней нити нам поможет второе задание.
Задание 2. Работая в паре, прочитайте внимательно предложенный текст и выстройте последовательность заправки верхней нити в соответствии с текстом, выписывая узлы машин по которым проходит верхняя нить.
Текст
В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Машей.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.
Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Маше, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед и наткнулась на компенсационную пружину. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело - доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Маша: вот он - конец нитки!
Самопроверка
- Катушечный стержень.
- Нитенаправитель.
- Регулятор натяжения верхней нитки.
- Компенсационная пружина.
- Нитепритягиватель.
- Нитенаправитель.
- Нитенаправитель.
- Игла.
- Кто справился с заданием, поднимите руку. Какие ошибки допустили?
- Для заправки нижней нитки в машину используют шпульный колпачок, в который вставляется шпулька с намотанной ниткой. Давайте познакомимся с устройством шпульного колпачка. Колпачок состоит из пластинчатой пружины, которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь под пружиной служит для вывода нитки из шпульки наружу. Для установки шпульного колпачка в машину служит защелка. Установочный палец закрепляет шпульный колпачок в челночном устройстве.
Последовательность заправки нижней нитки (демонстрация и проговаривание)
- Пальцами правой руки возьмите шпульку так, чтобы нитка была намотана в направлении на себя. (Если шпульку установить наоборот, то во время шитья будет рваться нитка).
- В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы установочный палец был вверху.
- Установите шпульку в колпачок.
- Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.
- Протяните нитку под пружину натяжения.
- Выведите нитку в прорезь на конце пружины.
- Установите иглу в крайнее верхнее положение.
- Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой руки наденьте шпульный колпачок на центровой стержень так, чтобы установочный палец вошел в паз накладного кольца. Большим пальцем левой руки придавите колпачок до щелчка.
- Закройте задвижную пластину.
- Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой рукой держите конец верхней нити, не натягивая ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя, чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из нее. После этого левой рукой потяните нитку, и конец нижней нитки выйдет наверх.
- Концы обеих ниток заведите за лапку.
5. Этап первичного закрепления изученного материала
- Чтобы перейти к освоению приемов работы на швейной машине нужно познакомиться с регулирующими механизмами. Рассмотрите внимательно рисунок. И ответьте на вопрос: Какие регулирующие механизмы есть в швейных машинках?
- В швейных машинах есть регулятор длины стежка, переключатель вида строчки, клавиша шитья назад (обратный ход машины)
Демонстрация регулирующих механизмов на швейной машине.
Демонстрация выполнения приемов работы на швейной машине.
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
- А теперь вам предстоит выполнить практическую работу, состоящую из трех частей.
1 часть: работа на швейной машине без ниток.
2 часть: Подготовка швейной машины к работе (заправка верхней и нижней нитей).
3 часть: Выполнение приемов работы на швейной машине.
«Работа на швейной машине без ниток»
Критерии оценивания
- Ровная строчка, строго совпадающая с линией: 2 балла
- Строчка с незначительными отклонениями от линии: 1 балл
- Не ровная строчка: 0 баллов
Всего балов: _____________________
«Подготовка швейной машины к работе»
Критерии оценивания
- Самостоятельная правильная заправка верхней нити: 2 балла
- Заправка верхней нити с поправкой учителя: 1 балл
- Самостоятельная правильная заправка нижней нити: 2 балла
- Заправка нижней нити с поправкой учителя: 1 балл
Всего балов: _____________________
«Выполнение приемов работы на швейной машине»
Критерии оценивания
- Правильное и полное выполнение упражнений: 5 баллов
- Правильное выполнение 3 упражнений: 3 балла
- Выполнение менее 3 упражнений: 0 баллов
Всего балов: _____________________
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке, с результатами своей деятельности на уроке.
Организуется самооценка:
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
8. Домашнее задание
Найти в Интернете и ознакомиться с историей создания швейной машины. Заполнить таблицу в тетради.
История создания швейной машины
№ |
Год изобретения |
Автор изобретения |
Изобретение (изменения в швейной машине) |