Развитие двигательных навыков у детей с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений и навыков

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ЗПР


Дошкольный возраст представляет собой период наиболее интенсивного физического и психического развития ребенка. Этот этап развития отличается от других тем, что именно он является фундаментом для приобретения знаний и навыков, так необходимых человеку в течение всей его дальнейшей жизни. Одной из наиболее часто встречающихся патологий в психофизическом развитии детей является задержка психического развития (ЗПР), что подтверждается данными коррекционной педагогики и психологии. При этом специалисты отмечают, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития увеличивается. Изучению задержки психического развития посвящено большое количество исследований. В работах посвященных данной проблеме рассматриваются варианты ЗПР и причины их вызывающие, специфика развития мышления и познавательной активности таких детей, особенности развития у них отдельных психических процессов и функций. При этом группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. Так, у одних детей преобладает замедленность становления эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, в то время как нарушения в интеллектуальной сфере выражены не резко. У других отмечается недоразвитие различных сторон познавательной деятельности. У третьих эмоционально-волевая незрелость сочетается с интеллектуальными нарушениями и т.д.

М.М.Кольцова и Н.И.Озерецкий отмечали связь между нарушением психического развития ребенка и аномальным развитием его двигательной сферы. Е.А.Аркин писал: «При помощи движений... ребенок знакомится с окружающим миром... Именно движения впервые знакомят ребенка с самим собою, открывают ему части его собственного тела... при помощи движений он научится выделять свое Я…» [1, с. 55] Согласно учению И.П.Павлова движения человека имеют рефлекторную природу, однако если одна часть этих движений относится к врожденным, безусловным рефлексам, то другая представляет собой более сложные движения, которые осуществляются с помощью целой системы рефлексов, сочетающей в себе как врожденные, так и приобретенные в течение жизни человека рефлексы. В своих трудах А.Р.Лурия описал роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении действий двигательных актов. Так, теменно-затылочные области управляют пространственной ориентацией. Постцентральные, чувствительные зоны обеспечивают кожно-кинестетическую и проприоцептивную афферентацию двигательного действия, и адресацию двигательных импульсов к мышечной периферии. Премоторные отделы определяют временную серийную организацию движений. А лобные отделы отвечают за психорегуляторную функцию двигательного акта. Исследования В.В.Лебединского, направленные на изучение особенностей моторной сферы детей с задержкой психического развития различного генеза, показали, что детям с задержкой психического развития конституционального генеза присущ инфантильный тип телосложения, который отмечается в мимике и моторике. При варианте соматогенного происхождения, в основе которого лежат длительные или хронические заболевания детей, в моторной сфере ведущая роль отводиться физической астении.

При психогенной задержке, на физическое развитие детей влияют особенности эмоционально-волевой сферы, что сказывается на произвольности и целенаправленности движений этих детей. При церебрально-органическом варианте задержки психического развития у детей наблюдаются неловкость произвольных движений, бедность моторных действий, синкинезии, замедление динамики моторного развития, нарушение воспроизведения ритмичных действий, нарушение автоматизации движений и другое. [2] Коррекционно-воспитательная работа, направленная на развитие двигательных навыков у детей с задержкой психического развития, осуществляется на занятиях физической культуры, коррекционной ритмики, в форме физкультминуток во время непосредственно образовательной деятельности и игр в свободное время. А развитие познавательной деятельности осуществляется на занятиях по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи и т.д. Детям с задержкой психического развития свойственны низкая степень устойчивости внимания и высокая степень истощаемости, при этом, они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. Нами был разработан и апробирован комплекс игр и упражнений, направленный на развитие двигательных навыков у детей с задержкой психического развития на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа строилась с учетом выделения двух групп: возбудимых детей и заторможенных. Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют характеристику возбудимых. Заторможенные дети отличаются вялостью, адинамичностью, бедностью движений. Такое деление позволило подобрать задания и упражнения необходимые именно для детей данной группы. Обучение детей двигательным навыкам проводилось в несколько этапов.

Основной задачей первого этапа является ознакомление детей с новым двигательным материалом, а также формирование целостного представления о двигательных действиях.

На втором этапе были поставлены следующие задачи:

  • формирование и закрепление у детей навыков выполнения разучиваемого действия как по частям, так и целиком;
  • исправление ошибок выполняемого движения.

На третьем этапе закрепляются двигательные навыки, совершенствуется техника двигательного навыка и формируется навык вариативного выполнения движений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: объяснение, игровая интерпретация, показ движения от начала до конца с вербальным подкреплением и зрительными ориентирами, а также его показ по частям, самостоятельное выполнение движения по частям или целиком в медленном темпе.

В каждом задании развитие основных двигательных действий и становление полноценной двигательной базы детей сочеталось с формированием элементарных математических представлений и навыков, пространственно-временных представлений или развитием таких высших психических функций как мышление, внимание, память, восприятие. Кроме того, подобные задания способствовали развитию навыка самоконтроля и коммуникативных навыков.

Итак, рассмотрим несколько игр, используемых нами на занятиях.

Игра «Большой - маленький». Дети стоят, педагог держит в руках два круга, большой и маленький. Если педагог поднимает маленький круг, дети садятся на корточки, если большой круг - дети продолжают стоять.

Игра «Помоги зайчику». На полу лежат большие круг и квадрат. Детям предлагается помочь зайчику и разложить маленькие геометрические фигуры, либо картинки предметов похожих на данные геометрические фигуры, на свои места. Дети, передвигаясь прыжками, должны отнести их и положить кружочки на круг, квадратики на квадрат.

Игра «Путешественники». На полу разложены кочки разных цветов. Звучит тихая, спокойная музыка, детям предлагается перейти болото по кочкам, однако наступать можно только на кочки определенного цвета.

Игра «Домик для цифр». Дети стоят вдоль стены, им предлагается помочь цифрам найти свой домик. После знака педагога дети разбегаются по группе или залу. В руках у детей карточки с разными цифрами. На полу лежат обручи, в середине каждого из них также находится карточка с цифрой. Педагог называет цифру и дети, на карточках которых она написана, должны занять место в обруче с такой же цифрой.

Игра «Акробат». На полу лежат шнур и сенсорная дорожка. Дети должны показать широкую (сенсорную) дорожку и проползти по ней на четвереньках. Затем детям предлагается пройти по узкой дорожке приставляя пятки к носку, руки при этом должны быть разведены в стороны.

Игра «Отвечай-ка». Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч ребенку и предлагает выбрать из предложенных утверждений верное. (Зимой падает снег. Летом мы лепим снеговика. Весной бегут ручейки и т.д.). Если ребенок отвечает на вопрос правильно, ему нужно добежать на носочках до стола, стоящего у противоположной стены и взять кусочек мозаики или жетон. Если ребенок отвечает неправильно, он остается на месте. Побеждает тот, кто быстрее соберет мозаику, или тот, у кого будет больше жетонов.

Следует отметить, что дети шли на все занятия с радостью. А анализ итоговой диагностики уровня развития детей позволил сделать вывод о том, что включение в занятия по формированию элементарных математических представлений и навыков предложенного комплекса игр и упражнений действительно оказал положительное действие не только на развитие у детей двигательных навыков, но и на успешное освоение детьми образовательной программы.

Литература

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968. - 445 с.
  2. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. - М.: Книголюб, 2006. - 140.
  3. Методика коррекции и развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С.113-117.
  4. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
  5. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 288 с.