Формирование функциональной грамотности современных школьников

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Практика показывает необходимость и ценность в ее развитии у школьников.

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик - индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Преимущества функциональной грамотности уже доказаны. На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю - работать.

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность - важнейший метапредметный результат обучения. [2]

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения. [2]

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства. Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.

Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем. [2]

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.

Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.

Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.

Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.

Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности.
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. [1]

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы используем на уроке такие средства как игра, проекты, видеопутешествия и т.д.

Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности: задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; в каждом из заданий описывается жизненная ситуация; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и ясным языком; используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

Формирование математической грамотности на уроках немецкого языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 10.

Типовая задача: производить простые вычисления на немецком языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. [2]

Работа по формированию функциональной грамотности заставила по-новому взглянуть на проблемы школьногоестественно-научного образования.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

  1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественнонаучной грамотности на всех этапах общего образования.
  2. Реализации четырех взаимосвязанных направлений:
  • интеграция учебных дисциплин естественнонаучной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;
  • включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественнонаучной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности;
  • межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности;
  • организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т.ч. в процессе сетевого взаимодействия.

Предлагаемая программа инновационной деятельности направлена на решение комплекса проблем в процессе формирования естественнонаучной грамотности, а именно в содержании и технологиях реализации программ школьного естественнонаучного образования, таких как:

  • Работа с педагогами естественно-научного направления по повышению их научно-теоретического и профессионально - методического уровня.
  • Увеличение практической составляющей содержания естественнонаучного образования (достаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.).

Много знаний, но мало действий. Возможное решение проблемы: переход от виртуальных экскурсий и лабораторных работ к работе с природными объектами. Для этого нужно возродить пришкольный участок (аптекарский сад), создать дендрарий, применять полученные на уроках теоретические знания при решении коллективных задач социальных проектов. Для этого необходимо создание 5 лабораторий для проведения учебных исследований:

  1. Цифровая лаборатория по экологии;
  2. Полевые лаборатории;
  3. Лаборатория экспертизы окружающей среды;
  4. Химическая лаборатория;
  5. Лаборатория метеоисследований.
  6. Восстановление преемственности и расширение базового компонента при изучении дисциплин естественнонаучного цикла при переходе в основную школу (5-6 класс), введения дополнительных факультативных курсов и программ внеурочной деятельности естественно-научной направленности, интеграции межпредметной и метапредметной, урочной и внеурочной деятельности, создания новых межпредметных кружков, факультативов и элективных курсов.
  7. Обновление оборудования для проведения практических и лабораторных работ по предметам естественно-научной направленности или его отсутствие приводит к необоснованно частому использованию информационно-коммуникативных, в том числе мультимедийных ресурсов.
  8. Достаточная эффективность сетевых сообществ в области образовательного пространства естественнонаучной направленности.

Возможное решение проблемы. Создание модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур для создания единого образовательного пространства естественнонаучной направленности.

Использование таких форм работы, как вебинар, обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка), фотогалерея. [1]

Формирование функциональной грамотности учеников - задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Информационные источники

  1. Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать https://school.kontur.ru/publications/2374
  2. Формирование функциональной грамотности учащихся
    http://www.bez-mousosh4.minobr63.ru/wordpress/%D1%84%D1%
    83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%
    D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%
    B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%
    D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/