Тире между подлежащим и сказуемым

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: Тире между подлежащим и сказуемым


1.Предмет: русский язык.

2.Класс: 8.

3. Автор учебника за 8 класс: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и т.д.

4. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым".

5. Тип урока: открытие новых знаний.

6. Цель урока: Формирование умений определять условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

7. Задачи урока:

  • образовательные: Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме.
  • развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (работа с таблицей и схемами), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
  • воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний постановки тире , формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников; воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, воспитывать интерес к выразительным возможностям языка.

8. Планируемые результаты:

  • предметные:
    • условия постановки и не постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  • личностные:
    • уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
  • метапредметные:
    • умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы: дефис, тире, грамматическая основа.

10. Межпредметные связи: литература.

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, тесты,индивидуальные карточки с заданием.

12. Методы и формы обучения. Проблемно-поисковый метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
Создает тёплую психологическую атмосферу, деловой настрой на приобретение знаний.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2

Проверка домашнего задания
Актуализация знаний

-Какие из этих сказуемых характерны для разговорной речи?
«Блеф-игра»
1. Грамматическая основа-это подлежащее и сказуемое
2. Подлежащее и сказуемое связаны между собой подчинительной связью
3. Сказуемые могут быть трех видов: СГС, ПИС, СИС
4. Составное именное сказуемое может состоять из одного слова.
5. Инфинитив может быть любым членом предложения
Продолжите предложения.
1.Главные члены предложения - это… (подлежащее и сказуемое).
2.Подлежащее чаще всего выражается …(именем существительным или местоимением).
3.сказуемое, выраженное одним глаголом, называется…(простым глагольным сказуемым).
4.составное глагольное сказуемое состоит…(из вспомогательного глагола и инфинитива).
5.Составное именное сказуемое - это…(сказуемое, состоящее изглагола - связки и именнойчасти)

Объясняют домашнюю работу, отвечают на вопросы учителя,
Самопроверка по слайду, выставление оценок

Сроить высказывания, признавать ошибочность своего действия, слушать , владеть монологической и диалогической речью (П)
Исправлять ошибки самостоятельно, оценивать (Р)

3.

Постановка цели и задач урока.мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель:
- включение обучающихся в деятельность;
-постановка целей учебной деятельности; - обсуждение затруднений.

Запись на доске: "- или -?"
Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказывания:
"Удивление - путь к познанию"
Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться!
(не записана тема, непонятная запись «- или -?» )
- Тему мы назовём позже, а вот с зашифрованной записью разберёмся сейчас. Итак, ваши предположения относительно того, как можно прочесть записанное на доске.
- Попробуйте разграничить эти понятия.
- Вряд ли оба понятия будут служить предметом нашего сегодняшнего разговора. Чему вы отдадите предпочтение? Почему?
Организовывает погружение в проблему.
- Итак, знак препинания, с которым предстоит работать, известен. Более конкретно тему можно сформулировать, выделив грамматическую основу фразы «Удивление - путь к познанию"
- Тема урока ясна. Чему должны будем научиться?
Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока (Слайд № 2)

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему (Учащиеся определяют, что тире - пунктуационный знак, изучаем синтаксис)
Делают самостоятельные попытки сформулировать проблему урока, её тему, цель

Целеполагание, волевая саморегуляция(Р). Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).
Выдвигать версии (Р)

4.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учитель раздает материал по новой теме каждой группе.
А)"Тире ставится"
1.Доброта - это отзывчивость, дружеское расположение к людям. (Сущ. - сущ.)
2. Быть грубым - значит забывать собственное достоинство). (Инф. - значит инф.)
3. Читать книги - высшее наслаждение. (Инф. - сущ.)
4. Пятью пять - двадцать пять. (Числ. - числ.)
Сверяем с учебником! Составляем алгоритм.
После проговаривания результатов - продолжение исследовательской работы
Б)"Тире не ставится"
1. Любовь и дружба как взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.
2. Плохой товарищ НЕ подмога.
3. Поле как разноцветный ковёр.

Групповая исследовательская работа учащихся . У каждого ученика в группе своё предложение, но на одну схему.
Задача: записать предложения в тетрадь, обозначить основы, части речи, которыми выражены основы, составить схему постановки тире между подлежащим и сказуемым, сверяют с учебником
Работа в группах.
Задача: зная об отсутствии в данных предложениях тире, определить, при каких условиях возможен пропуск знака.
-запись в тетрадь в виде таблицы, сверяем с учебником

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках и на этом уроке (П).
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других
(К).

5.

Первичное закрепление знаний
Цель: Применение общего способа действия для решения частных задач.

Организует распределительный диктант
Задание: записать предложения: 1 вариант выписывает с тире в предложении. 2 вариант - без тире. Два ч
1. Книга - лучший друг человека.
2. Пруд как сталь.
3. Шестью шесть - тридцать шесть.
4. Охранять природу - любить родину.
5. В лесу воздух чист и свеж.
6. Наша задача - хорошо учиться.
7. Ты между сестёр словно белая ворона.
8. Простота есть необходимое условие прекрасного.
9. Я ученик 8«А» класса.
10. Длина Волги - 3688 километров.

Индивидуальная работа. 2 ученика работают у доски.
Учащиеся, применяя свои знания, выписывают предложения по вариантам. Все анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассников у доски.

Умение оценивать действие одноклассников (К)
Умение исправлять ошибки самостоятельно (Р)
Строят логическую цепочку рассуждений (П)
Определять степень успешности своей и чужой работы (Р)
Структурировать знания (П)

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Цель: усвоение обучающимися условий постановки или не постановки тире между подлежащим и сказуемым

Проверяет усвоение обучающимися темы, умение применять новые знания на практике. Учит быть внимательными.
Задаёт для самостоятельной работы упражнение 185.

Индивидуальная работа
Выполняют упражнение 185, расставляют знаки препинания.
Взаимоконтроль по эталону.

Структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; (П)
Взаимопроверка (Р)
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

7.

Домашнее задание
(записано на доске).

Комментирует ДЗ по группам.
- Упр 186.(1 и 2 части), параграф 18 учить
- Группе №2 подготовить орфографическую минутку по теме "Правописание ПРЕ- и ПРИ-"

Записывают ДЗ в дневники.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Подошел к концу урок - время подвести итог.

- Какие умения необходимы, когда решается проблема "Тире между подлежащим и сказуемым"?
- Почему ошибочно говорить: «Дефис между подлежащим и сказуемым»?
- На изучение данной темы авторы программы предлагают 2 часа. Есть ли в этом необходимость?
- Вспомним девиз урока, добились ли мы того результата, что нужно?
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 7)
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
я попробую ...
Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка и оценка работы товарищей.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).
Умение выражать свои мысли (К).
Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, (Л)
(Прогнозирование (Р)