Сегодня «изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового». (Сеймур Пейперт)

Разделы: Физика


Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять её вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая,
потому что цель эта - сама жизнь. (К.Д.Ушинский)

Учитель физики был, есть и остается всегда главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. Но сегодня «изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового». (Сеймур Пейперт)

Необходимость развития исследовательских способностей учащихся признавалась многими известными педагогами прошлого. Значимость процесса исследования неоднократно подчеркивали в своих работах Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И. Г.Песталоцци, А.Дистервег.

Одним из первых сторонников метода открытия или исследования как основа обучения детей является Я. Коменский. Особая важность метода исследования в обучении подчеркивалась отечественными педагогами и психологами начала ХХ века, занимавшимися проблемой реформы «старой школы» в России. Но самым пламенным защитником и пропагандистом активных методов обучения, в основе которых лежит исследовательский метод, был В. П. Вахтеров. И сегодня очень актуально звучат его слова о том, что «образован не тот, кто много знает, а то, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания».

Федеральные образовательные стандарты нацелены на формирование у обучающихся навыков самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Выделены учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся при любой организации учебного процесса, в том числе исследовательские и проектные действия. Однако анализ сложившейся в современном школьном образовании ситуации показывает, что существуют противоречия:

  1. Между дидактическим потенциалом технологий информационного общества и сложившимся уровнем преподавания физики в школе.
  2. Между образовательными потребностями информационного общества и отсутствием необходимого программно-методического обеспечения для обучения школьников.

Цель и задачи моей педагогической деятельности

Цель: Повысить познавательный интерес учащихся через исследовательскую работу.

Задачи:

  • Приобретение исследовательской компетентности, освоение методов научного познания;
  • Повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, государственных образовательных программ;
  • Становление и развитие психических функций, мотивационных установок.

Моя ведущая педагогическая идея

«Многое из того, что усваивает ученик, забывается. Но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а прежде всего способы, какими они разрабатываются» Вахтеров В.П.

Развитие у учащихся способность к деятельности, включающей следующие аспекты:

  • готовность к целеполаганию;
  • готовность к оценке;
  • готовность к действию;
  • готовность к рефлексии;
  • готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Деятельностный аспект моего личного вклада в развитие образования:

Помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одаренных детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность.

  • организация исследовательской деятельности во внеурочное время;
  • развитие у учащихся исследовательской позиции к миру, к другим и к самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения;
  • реализовались межпредметные связи физики, химии, ИКТ, математики, биологии;
  • полученные виды исследовательской деятельности помогали учащимся при сдаче ЕГЭ;
  • развивалось критическое мышление и творчество.
  • посредством организации исследовательской деятельности сформировать положительную учебную мотивацию, развить интерес к познанию и добиться положительных результатов в обучении и воспитании учеников;

А.В. Леонтович: «Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (…) и предполагающего наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы».

Этапы исследования:

  1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы. Постановка исследовательской задачи.
  2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез.
  3. Планирование решения задачи.
  4. Реализация разработанного плана.

Анализ и оценка результатов, построение обобщений

На этом этапе:

  1. Ответ на поставленный вопрос не был получен, цикл повторяется.
  2. Ответ на поставленный вопрос получен, но в процессе исследования появились новые вопросы, для ответа на которые можно запустить следующие циклы исследований.

Методика моей работы:

  • 1-й уровень: учитель сам ставит вопрос, вырабатывает порядок (способ) работы, результаты тоже известны. Цель: знакомство с опытом проведения исследований, формирование конкретных исследовательских умений и навыков, например, сбора и регистрации данных.
  • 2-й уровень: постановка проблемы и процедура по-прежнему осуществляется учителем, однако, ученики генерируют объяснения и подтверждают доказательствами, которые они собрали.
  • 3 уровень: преподаватель дает только проблему и задачу исследования, все остальное выполняют ученики: разработка процедуры (метода), проведение эксперимента и объяснение результатов.
  • 4 уровень: открытое исследование, учащиеся имеют возможность вести себя как ученые, генерируя вопросы, осуществляя разработку и проведение исследований, и обработку их результатов.

При организации учебной деятельности школьников, у меня большой выбор методов и приёмов организации исследования. Я даю домашние задания исследовательского характера, планирую исследования как фрагменты уроков, провожу уроки - исследования, организовываю систему занятий по исследованию определённой темы (проблемы) с текущими консультациями, промежуточным контролем и конечным результатом - защитой реферата или проекта по изученной проблеме.

Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях является прекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ.

Домашние исследовательские работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности, вызывает интерес к исследовательской деятельности. При выполнении задания дома школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии.

В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • проблемное видение урока
  • внедрение технологии деятельностного метода
  • проведение элективных курсов
  • внедрение технологии проектов
  • внеурочная деятельность (индивидуальный подход)
  • школьные, городские олимпиады и конкурсы.

На уроках дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, разрабатывать методы их проверки, делать выводы из полученных данных. Данная методика обеспечивает включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний. Деятельностный метод даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов, определяющих развитие.

Таким образом методика организации исследовательской деятельности в следующем:

  • Деятельностный метод обучения (формирование умений формулировать цели, постановка проблемной ситуации, развитие рефлексивных умений, навыков самоорганизации)
  • Организация элективных курсов, кружков (знакомство с методами научного исследования, привлечение специалистов)
  • Пополнение материально-технической базы (изготовление приборов, посещение лабораторий)

Выбор темы

Выбор темы является одним из сложных этапов. Изучать физику начинают в большинстве школ с седьмого класса. Ученики, которые приходят в седьмом классе уже обладают некоторыми навыками исследовательской деятельности. Но на первых порах выбор темы осуществляется с помощью руководителя. В старших классах учащиеся выполняя исследовательскую работу могут преследовать и другие цели, например:

  • Не только для развития своих способностей, но и на создание продукта, значимого для класса, школы.
  • Общение с взрослыми людьми, профессионалами в своей области
  • Формирование рефлексии на собственное поведение
  • Возникновение чувства взрослости

Ведущее место в повышении познавательного интереса учащихся принадлежит исследовательской работе. И это я провожу в системе. Мою систему я изобразила в виде схемы единства.

Мой опыт показывает один из вариантов методики применения исследовательской работы в преподавании физики. Результативность работы доказывает высокую эффективность применения данной технологии.

Виды деятельности, сформированные в результате исследовательской работы, проверяются на ЕГЭ.

  • формулировать цель проведения (выдвигать гипотезы) опыта или наблюдения;
  • определять порядок проведения опыта или наблюдения в зависимости от поставленной цели;
  • выбирать измерительные приборы и оптимальный набор оборудования в зависимости от поставленной цели исследования, собирать экспериментальную установку;
  • проводить прямые измерения физических величин и записывать их результаты с учетом абсолютной погрешности измерений;
  • оценивать (в простейших случаях погрешности косвенных измерений;
  • представлять результаты исследования в виде таблицы (с учетом абсолютной погрешности измерений);
  • представлять результаты исследования в виде графика (с учетом абсолютной погрешности измерений);
  • делать выводы на основе полученных в опыте или наблюдении результатов;
  • объяснять полученные результаты на основе известных физических явлений, законов, теорий;
  • выполнять расчеты с учетом приближенного характера исходных данных.

Таким образом, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках физики можно различными способами, но следует помнить, что эта активизация не должна сводится к простому увеличению числа выполняемых школьниками самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс - работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность ребят.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (Адольф Дистервег)

Литература

  1. Леонтович, А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование. №10. 1999.
  2. Лишевский, В.П. Педагогическое мастерство ученого. М., 1975.
  3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975.
  4. Махмутов, М.И. Современный урок. - М.: Педагогика, 1985.
  5. Физика в школе. №1. 1998. Всероссийская конференция. А.С.Сиденко «Основы теории развивающего обучения».
  6. И.Я.Ланина «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики» Москва. Просвещение, 1985.
  7. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
  8. https://fgos.ru/